Сергей Ковальчук

эксперт-консультант по вопросам ценообразования

 

Обратите внимание!
Постановление Совмина N 184 утратило силу 18.04.2020 <*>.

3 апреля 2020 г. вступило в силу постановление N 184, принятое с целью не допустить рост цен и обеспечить внутренний потребительский рынок товарами.

Наряду с ответственностью, предусмотренной для должностных лиц органов государственного управления и руководителей предприятий, подчиненных органам государственного управления, постановление N 184 предусматривает также ответственность для широкого круга субъектов хозяйствования и их должностных лиц. При этом из самого текста постановления N 184 не совсем понятно, что имеется в виду.

Какая уголовная ответственность предусмотрена за невыполнение норм повышения цен сверх установленного постановлением N 184 уровня для должностных лиц субъектов хозяйствования?

Пункт 8 постановления N 184 констатирует, что нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о ценообразовании и торговле влечет уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.

Единственным уголовным законом, действующим на территории Республики Беларусь, является УК <*>.

Уголовная ответственность за преступления против порядка осуществления экономической деятельности установлена гл. 25 УК.

УК действительно предусмотрена уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (в частности, ст. 245 УК «Установление или поддержание монопольных цен») и законодательства о торговле (в частности, ст. 250 УК «Распространение ложной информации о товарах и услугах» и ст. 257 УК «Обман потребителей»).

Статей, которые бы предусматривали уголовную ответственность за несоблюдение законодательства о ценообразовании — в частности, повышение цен — УК не содержит.

Таким образом, уголовная ответственность за несоблюдение порядка повышения цен, установленного постановлением N 184, не предусмотрена.

Какая ответственность предусмотрена для организации-импортера за повышение отпускных цен по сравнению с ценами, действовавшими на 2 апреля 2020 г., выше установленного уровня без согласования с Комиссией или сверх согласованного с Комиссией уровня?

Единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь, является КоАП, ст. 12.4 которого предусмотрена административная ответственность за нарушение ценовой дисциплины.

КоАП предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов) — как для субъекта предпринимательской деятельности, так и для должностного лица.

Справочно!
В настоящее время административная ответственность за нарушение ценовой дисциплины предусмотрена только ст. 12.4 КоАП. До вступления в силу Закона N 64-З административная ответственность за нарушение дисциплины цен была также предусмотрена ст. 12.6 КоАП, ч. 3 и 4 ст. 12.9 КоАП.

Административная ответственность субъекта хозяйствования предусмотрена ч. 2 и 3 ст. 12.4 КоАП.

Частью 2 ст. 12.4 КоАП предусмотрена ответственность субъекта предпринимательской деятельности за нарушение установленных уполномоченными государственными органами фиксированных, предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых, торговых надбавок (скидок).

Учитывая, что постановлением N 184 введен исключительно запрет на повышение цен, а такие способы государственного ценового регулирования, как установление фиксированных, предельных цен, предельных нормативов рентабельности, предельных торговых надбавок (скидок), не установлены, привлечение субъекта предпринимательской деятельности по ч. 2 ст. 12.4 КоАП за нарушение ограничений, установленных постановлением N 184, не предусмотрено.

В редакции Закона N 64-З ч. 3 ст. 12.4 КоАП предусматривает ответственность субъекта предпринимательской деятельности за реализацию продукции, в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен, без экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен, или с нарушением установленного порядка регистрации цен. Обязанность составления экономических расчетов установлена подп. 2.1-1 п. 2 Указа N 72 только в отношении товаров, включенных в перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями).

Следовательно, ч. 3 ст. 12.4 КоАП предусматривает ответственность субъекта предпринимательской деятельности только в отношении цен на товары, регулируемые согласно Указу N 72.

Таким образом, административная ответственность субъекта предпринимательской деятельности за нарушение норм постановления N 184 не предусмотрена.

Какая ответственность предусмотрена для розничной торговой организации за повышение розничных цен по сравнению с ценами, действовавшими на 1 апреля 2020 г.?

Частью 2 п. 3 постановления N 184 установлено, что превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 1 апреля 2020 г., считается грубым нарушением правил торговли (а не ценообразования), влекущим за собой последствия в соответствии с законодательством.

Административная ответственность за нарушение правил торговли установлена ч. 1 ст. 12.17 КоАП в виде штрафа в размере до 10 базовых величин.

Кроме того, подп. 9.8 п. 9 Положения о МАРТ  Министру антимонопольного регулирования и торговли предоставлено право приостанавливать на срок до 90 дней работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае установления по результатам проверки такого объекта фактов нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании.

В случае неустранения выявленных по результатам проверки нарушений в установленный в предписании срок либо в случае повторного факта установления нарушений, послуживших основанием для приостановления работы такого объекта, в течение года со дня приостановления его работы Министру антимонопольного регулирования и торговли предоставлено право запрещать работу торгового объекта, объекта общественного питания <*>.

Примечание
В настоящее время правила торговли установлены:
—  Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания;
Правилами продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам.
Ни один из этих НПА не содержит норму о том, что повышение цен является нарушением законодательства о торговле.

Организация осуществляет различные виды деятельности: импорт, оптовая и розничная торговля. Какая ответственность предусмотрена в отношении должностного лица, допустившего повышение отпускных, оптовых и розничных цен выше установленного постановлением N 184 уровня? 

Административная ответственность должностного лица за нарушение установленного порядка формирования и применения цен предусмотрена ч. 1 ст. 12.4 КоАП. При этом конечный перечень нормативных правовых актов, устанавливающих порядок формирования и применения цен, не определен. Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 255-З законодательство Республики Беларусь о ценообразовании состоит из Закона N 255-З и иных актов законодательства, конечный перечень которых также не определен.

Таким образом, к административной ответственности может быть привлечено должностное лицо, допустившее рост отпускных цен либо превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 1 апреля 2020 г., а также иные нарушения порядка установления цен, предусмотренные постановлением N 184. Нарушение ч. 1 ст. 12.4 КоАП влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин.

Читайте также

Постановление Совмина N 184 утратило силу