С 28.02.2021 Совмин уполномочен устанавливать случаи и порядок параллельного проектирования и строительства (подп. 1.9 п. 1 Указа № 26). В связи с этим постановлением Совмина № 486 утверждено Положение о параллельном проектировании и строительстве (далее — Положение), которое вступило в силу 04.09.2021.

Примечание
Параллельное проектирование и строительство объекта — выделение в строительном проекте этапов работ с выполнением работ по строительству объекта на текущем этапе одновременно с выполнением проектных работ на последующих этапах при наличии утвержденного в установленном порядке архитектурного проекта. Другими словами, допускается заключение договора при отсутствии полного комплекта проектной документации на весь объект в целом. При этом у заказчика должна быть утвержденная стадия проектной документации, которая прошла госэкспертизу и утверждена в установленном порядке, в соответствии с выбранными заказчиком стадиями проектирования. Это является основанием для открытия финансирования и проведения подрядных торгов. В договоре должны быть предусмотрены особенности его исполнения с учетом требований законодательства по параллельному проектированию и строительству (абз. 3 п. 2 Положения, подп. 1.9 п. 1 Указа № 26, п. 14 Правил № 1450).
Этапы работ — совокупность технологически связанных между собой строительно-монтажных, пусконаладочных работ, образующих законченный элемент возводимого, реконструируемого, реставрируемого объекта строительства, выделяемых в установленном порядке в проектной документации и договоре строительного подряда (абз. 6 п. 2 Положения).

Установлено, что параллельное проектирование и строительство объектов допускается в случаях осуществления строительной деятельности по возведению, реконструкции, реставрации (п. 2, 3 Положения):

— объектов социальной инфраструктуры, включенных в Государственную инвестиционную программу, а также в региональные инвестиционные программы;

— линейных объектов, к которым относятся дороги, железные дороги, метрополитены, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, каналы;

— объектов инженерной инфраструктуры в СЭЗ;

— объектов строительства, необходимых для функционирования мелиоративных и водохозяйственных систем;

— технологических объектов промышленности, к которым относятся объекты промышленности, в том числе топливно-энергетического комплекса, на которых осуществляется технологический процесс переработки сырья и материалов, транспортировки и распределения готовой продукции;

— уникальных объектов национального уровня, к которым относятся театры, музеи, художественные и выставочные комплексы, национальные спортивные сооружения, гостиницы высшей категории, а также объекты, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Обратите внимание!
В отношении жилых домов параллельное проектирование и строительство объекта не допускается (ч. 2 п. 3 Положения).

Также определен порядок параллельного проектирования и строительства, который в целом заключается в следующем:

1) в наличии должен быть разработанный в составе ППД раздел обоснования инвестиций, определяющий бюджет проекта и оценку эффективности инвестиций. Исключение — объекты, по которым ППД разрабатывается в форме задания на проектирование (ч. 1 п. 4 Положения);

2) в задании на проектирование указывается, что осуществляется параллельное проектирование и строительство (ч. 1 п. 4 Положения);

3) в зависимости от источников финансирования объекта решение об осуществлении параллельного проектирования и строительства объекта принимает либо уполномоченный орган (Минстройархитектуры, исполкомы), либо заказчик, застройщик (ч. 2 п. 4 Положения);

4) ПД разрабатывается в соответствии с требованиями актов законодательства, в том числе в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. В частности, вопросы параллельного проектирования освещены в обязательных для соблюдения требованиях ТКП 45-1.02-298-2014 (02250) «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения» (п. 5 Положения);

Обратите внимание!
ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности могут быть как обязательными для соблюдения, так и добровольными для применения. Как отличить одни ТНПА от других —  см. в энциклопедии для юриста «ТНПА в строительстве».

5) параллельное проектирование и строительство объекта выполняется в две стадии: разрабатывается как архитектурный, так и строительный проект. При этом в отдельную очередь строительства могут быть выделены работы по выполнению организационно-технических мероприятий по подготовке к строительству, включающие снос (демонтаж) существующих зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, а также инженерную подготовку территорий. Этапы работ определяются на стадии строительного проекта. При их выделении должны учитываться перечень и объем работ, специфика строительства по линейным и технологическим объектам и прочие факторы (п. 6 Положения);

6) СМР могут быть начаты после направления уведомления о начале их производства в орган госстройнадзора (кроме объектов, на которых госстройнадзор не осуществляется) при наличии (п. 7 Положения):

— архитектурного проекта на объект в целом и положительного заключения госэкспертизы по данному архитектурному проекту;

— строительного проекта на первый этап работ и положительного заключения госэкспертизы по данному строительному проекту, если согласно законодательству данное заключение необходимо получить.

Отметим, что указанное правило отличается от общепринятого, поскольку по общему правилу уведомление в госстройнадзор направляется при наличии положительного заключения госэкспертизы по ПД в целом, а если госэкспертиза не является обязательной, то при наличии утвержденной ПД на строительство объектов (абз. 14 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7);

Примечание
Напомним, что госстройнадзор не осуществляется, если это (п. 1 Положения о направлении уведомлений, ч. 2 п. 2 Положения об органах госстройнадзора):
— объекты дачного и садоводческого строительства;
объекты, для которых не требуется разрешение госстройнадзора на производство СМР. Учитывая, что в 2018 г. разрешительный порядок заменен на уведомительный, полагаем, что теперь это объекты, в отношении которых не требуется направлять уведомление о начале производства СМР;
— объекты, подконтрольные другим органам госнадзора;
— предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

7) этап работ финансируется и СМР по этапу работ производятся, если есть в наличии (п. 8 Положения):

— строительный проект на данный этап работ;

— положительное заключение госэкспертизы по этому строительному проекту, если такое заключение необходимо получить в соответствии с законодательством.

Обратите внимание!
Госэкспертиза проводится как на обязательной основе, так и в добровольном порядке (п. 6 Положения о госэкспертизе). Постановлением № 486 с 04.09.2021 установлено, что к объектам госэкспертизы на обязательной основе относятся также строительные проекты на этапы работ при параллельном проектировании и строительстве объектов (подп. 2.2 п. 2 постановления № 486).

Помимо изложенного, с 07.11.2021 постановлением № 486 вносятся изменения в единый перечень административных процедур (подп. 2.1 п. 2, абз. 2 п. 3 постановления № 486):

1) для госрегистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и осуществления прочих действий согласно п. 15.19 единого перечня административных процедур, в Минфин, Департамент по ценным бумагам Минфина необходимо среди прочих документов представить копию действующего инвестиционного договора, заключенного между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь до 7 ноября 2021 г., который направлен на реализацию инвестиционного проекта и предусматривает возможность использования жилищных облигаций (для госрегистрации выпуска жилищных облигаций, кроме регистрации выпусков жилищных облигаций в соответствии с решениями Президента);

2) сокращено количество экземпляров проспекта эмиссии (изменений и (или) дополнений, вносимых в проспект эмиссии), в том числе эмиссионных ценных бумаг эмитента-нерезидента, краткой информации об эмиссии, которые необходимо предоставить на бумажном носителе: вместо 3 нужно предоставить 2 экземпляра.