С 19 декабря 2020 г. действует новая редакция Инструкции N 494, определяющей требования к правилам внутреннего контроля в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (далее — легализация доходов) для организаций, осуществляющих финансовые операции <*>.

Процедуры управления рисками

Перечислены процедуры управления рисками, связанными с легализацией доходов, которые нужно включить в правила внутреннего контроля <*>. В частности, это:

— порядок проведения внутренней оценки рисков, связанных с легализацией доходов;

— порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском осуществления клиентами финансовых операций в целях легализации доходов (риск работы с клиентом) и риском использования предоставляемых финансовых услуг в целях легализации доходов (риск финансовой услуги) с указанием периодичности проведения;

— порядок верификации участников финансовой операции, в том числе на удаленной основе;

— порядок завершения идентификации участников финансовой операции после заключения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме, включая договор, заключенный в электронном виде без использования ЭЦП.

На заметку
В правилах внутреннего контроля нужно определить тип используемой матрицы присвоения работе с клиентом итоговой степени риска согласно приложению 2 или приложению 3 к Инструкции N 494 <*>.

Организация системы внутреннего контроля в сфере предотвращения легализации доходов

Основное требование к системе внутреннего контроля организации, осуществляющей финансовые операции, в сфере предотвращения легализации доходов — это не допускать умышленного или невольного вовлечения организации в процесс легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения <*>.

Среди составляющих системы внутреннего контроля в сфере предотвращения легализации доходов <*>:

— обновление (актуализация) данных о клиентах в случаях, предусмотренных законодательством;

— оценка рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения;

— замораживание средств и (или) блокирование финансовых операций лиц, причастных к террористической деятельности.

В ЛПА организации о распределении обязанностей работников в сфере предотвращения легализации доходов нужно внести некоторые дополнения.

В частности, функции должностного лица (должностных лиц), назначенного (назначенных) ответственным в организации, осуществляющей финансовые операции, нужно дополнить следующими обязанностями <*>:

— организация обновления (актуализации) данных о клиентах;

— принятие мотивированного решения о присвоении работе с клиентом иной итоговой степени риска;

— подготовка и представление не реже одного раза в год руководителю или органу управления отчета о результатах анализа и оценки соблюдения организацией требований законодательства в сфере предотвращения легализации доходов с определением соответствующих мер по повышению эффективности работы в указанной сфере.

В обязанности лиц, ответственных за соблюдение порядка идентификации, анкетирования клиентов организации, осуществляющей финансовые операции, добавляется ответственность за соблюдение порядка верификации клиентов.

Управление рисками, связанными с легализацией доходов

Для внутренней оценки рисков, связанных с легализацией доходов, организация, осуществляющая финансовые операции, разрабатывает методологию проведения оценки. Этот ЛПА включает <*>:

— периодичность и основания для оценки рисков отдельных областей деятельности и конкретных механизмов внутреннего контроля;

— способ проведения оценки рисков (по направлениям деятельности, территориально).

Организация должна:

— сопоставлять результаты текущей и предыдущей оценки;

— определять план действий по снижению таких рисков;

— назначать ответственных за проведение оценки лиц;

— устанавливать сроки для принятия соответствующих мер.

Не реже одного раза в три года составляется отчет о внутренней оценке рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения <*>. В отчет включают сведения по перечню согласно приложению 1 к Инструкции N 494.

Определено, какая информация анализируется при оценке каждого из векторов риска, и значительно расширен круг клиентов, работа с которыми при оценке вектора “Риск по профилю клиента” сопряжена с факторами, повышающими степень риска <*>. К таким клиентам, в частности, относятся:

— организации, учредители (участники) и (или) руководители которых привлекались к уголовной ответственности;

— организации, в которых учредителем (участником), руководителем и (или) главным бухгалтером одновременно является одно физическое лицо;

— лица, в отношении которых имеется негативная информация, в том числе полученная от государственных органов;

— лица, деятельность которых связана с благотворительностью;

— лица, деятельность которых связана со значительным оборотом наличных денежных средств (оказание услуг в сфере розничной торговли, общественного питания, розничной торговли топливом на автозаправочных станциях).

К мерам расширенного внутреннего контроля отнесена верификация, которая может применяться в отношении клиентов, работе с которыми присвоена высокая степень риска хотя бы по одному из векторов трехвекторной модели распределения рисков <*>.

Актуализация степени риска финансовой услуги осуществляется в случаях, если в процессе осуществления внутреннего контроля <*>:

— установлены факты неоднократного использования финансовой услуги в целях легализации доходов;

— появились основания, достаточные для пересмотра уровня риска финансовой услуги в сторону понижения.

В иных случаях актуализация степени риска финансовой услуги проводится не реже одного раза в год <*>. Определены факторы, повышающие и понижающие степень риска финансовой услуги <*>. Нужно сформировать реестр финансовых услуг с указанием степени риска финансовой услуги, обоснования принятого ответственным должностным лицом решения <*>.

В обязанности соответствующих служб (внутреннего аудита, внутреннего контроля, других) или ответственного должностного лица теперь входит проверка организации работы по предотвращению легализации доходов. Такие проверки проводят при необходимости, но не реже одного раза в год <*>.

Идентификация клиентов

В правилах внутреннего контроля нужно определить перечень документов, на основании которых проводится идентификация клиента <*>.

Уточняется, что лизинговая организация проводит идентификацию всех участников финансовой операции, в том числе лизингополучателя и поставщика имущества, предназначенного для дальнейшей передачи в качестве предмета лизинга, и анкетирование клиентов, с которыми заключен договор финансовой аренды (лизинга) <*>.

Критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций

Расширен перечень таких критериев и признаков для лизинговых организаций. В частности, это:

— отличие стоимости предмета лизинга по договору финансовой аренды (лизинга) от стоимости его приобретения более чем на 100 процентов;

— досрочное (в течение шести месяцев после заключения договора) исполнение лизингополучателем в полной мере обязательств по уплате лизинговых платежей;

— представление лизингополучателем вызывающей подозрение информации, которую невозможно проверить или проверка которой является слишком дорогостоящей;

— отсутствие возможности установить связь с лизингополучателем по указанным им адресам и телефонам <*>.

Новые критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций для микрофинансовых организаций в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов, в частности <*>:

— представление клиентом вызывающей подозрение информации, которую невозможно проверить или проверка которой является слишком дорогостоящей;

— наличие нестандартных или сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой клиентом, или от сложившейся рыночной практики;

— необоснованная поспешность в осуществлении финансовой операции, на которой настаивает клиент.

На заметку
В правила внутреннего контроля нужно включить все критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, установленные для соответствующего вида деятельности <*>.

  Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex