В 2023 г. наметилось сокращение зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и рост числа юридических лиц (ООО, ОДО, ЗАО, ЧУП). За год количество ИП уменьшилось на 10 тыс. При этом юрлиц стало больше на 4,1 тыс. Есть все предпосылки того, что этот тренд продолжится в будущем.

По данным Белстата, на 1 января 2024 г. в стране было зарегистрировано 252 482 индивидуальных предпринимателя. Год назад эта цифра превышала 262,6 тыс.

Самый весомый «отсев» случился в Минске. Но в столице и зарегистрировано больше всего ИП – более 68,7 тыс. На 1 января 2023 г. их было почти 75 тыс. При этом напомним, что с августа 2021 г. в Минске не регистрируют новых индивидуальных предпринимателей по «техническим причинам». Поэтому минчане, желающие открыть ИП, выбирают другие регионы. Однако это не спасло от спада все области.

На втором месте по количеству ИП находится Минская область (за год количество сократилось с 46 393 до 46 159), на третьем – Брестская (с 35 049 до 33 917). Затем следует Гродненская область (с 27 792  до 27 351), Могилевская (с 26 070 до 25 224) и Витебская (с 22 808 до 22 117) области.

Что касается юрлиц, то за год их количество увеличилось на 4092 до 150 239. Львиную долю прироста (2710) обеспечил Минск.

С 1 января 2023 г. для индивидуальных предпринимателей полностью исключено применение упрощенной системы налогообложения. При этом ставка подоходного налога увеличена с 16% до 20%. Кроме того, были существенно сокращены виды деятельности, по которым ИП могут применять единый налог. При этом ставки единого налога увеличены от 1,5 до 3 раз по разным видам бизнеса. По мнению властей, эти меры должны были стимулировать переток ИП в юрлица.

Наряду с этим были другие факторы, которые способствовали сокращению ИП.

Контролирующие органы периодически выявляют индивидуальных предпринимателей, которые используются для дробления бизнеса и искусственного уменьшения налоговой нагрузки. После проверок не все они продолжают работать. Кроме того, за последние 3,5 года часть ИП покинула Беларусь и перестала вести деятельность.

Многих из них ожидает  «упрощенная ликвидация» – это в подавляющем большинстве ликвидация «брошенных» компаний в связи с неосуществлением предпринимательской деятельности более 24 месяцев подряд. В таких ситуациях чаще всего налоговая инспекция выносит представление о ликвидации и направляет его в регистрирующий орган. Основное отличие такой ликвидации от самоликвидации – регистрирующий орган не принимает во внимание, есть ли у такого субъекта кредиторская задолженность. Что важно – не перед госорганами, а перед другими субъектами (юрлицами и ИП).

Перечень субъектов, ликвидируемых в упрощенном порядке, размещается на сайте Минюста. За 2023 г. по решению регистрирующего органа было ликвидировано более 5 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Не исключено, что в будущем количество ИП станет еще меньше. С 2024 г. Налоговым кодексом предусмотрено установление лимита выручки ИП в размере 500 тыс. рублей. Если же индивидуальный предприниматель превысит лимит, то ставка подоходного налога для него возрастет до 30%. А начиная с 2025 г. он должен будет создать юридическое лицо.

Прогнозируется, что запрет для ИП применения системы налогообложения с НДС также спровоцирует желание бизнесменов действовать через юрлицо. К примеру, работа с НДС может быть выгодна для перевозчиков и экспортеров, считает налоговый консультант Людмила Мовчан.

В январе 2024 г. правительство приняло постановление № 53, которым внесены изменения в критерии отнесения граждан Беларуси к тунеядцам. Дополнительные требования установлены и для ИП. Ранее занятыми в экономике признавались граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Сейчас занятыми сочтут ИП при условии уплаты с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, подоходного налога и (или) единого налога.

В мае 2023 г. Палата представителей одобрила в первом чтении проект Закона «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности». С помощью этого документа правительство намерено «упорядочить предпринимательскую деятельность граждан, повысить уровень их участия в государственных расходах, создать справедливую систему налогообложения и конкурентную среду между различными организационно-правовыми формами микробизнеса». Законопроект среди прочего предусматривал сокращение доступных видов деятельности для ИП и упрощенный порядок перехода от ИП к юрлицу с сохранением за вновь созданным лицом обязательства ИП, его имущества, лицензии и прочее. Однако с тех пор утверждение законопроекта застопорилось.

На заседании Республиканского клуба директоров 19 января 2024 г. у замминистра экономики Андрея Картуна спросили, будет ли разработан механизм упрощенного перехода из ИП в юридическое лицо. Картун ответил кратко:

Пока к этому вопросу мы не планируем возвращаться. Может быть, чуть позже.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/