29 марта 2022 г. начнут действовать основные положения постановления Минфина от 29.11.2021 № 65 «Об изменении постановлений Министерства финансов Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 188 и от 24 сентября 2014 г. № 60».

1. Период охлаждения в договоре страхования жизни

Напомним, что к страхованию жизни относятся в том числе страхование:

— жизни (в частности, на случай смерти и/или достижения определенного возраста застрахованным лицом, страхование с периодическими страховыми выплатами (рентой));

— дополнительной пенсии.

Дополнительно в таких договорах добровольного страхования можно предусмотреть другие страховые случаи (п. 4.2.1 Положения о страховании).

Условия страхования и заключенный после 29 марта 2022 г. договор страхования на случай достижения определенного возраста застрахованным лицом и (или) на случай наступления в жизни застрахованного лица иного страхового случая, предусмотренного в договоре страхования, должны содержать период охлаждения. Это период, когда страхователь – физическое лицо имеет право отказаться от договора и получить уплаченный страховой взнос (страховую премию) полностью, если в этот период не было страхового случая. Этот период должен быть не менее 5 календарных дней со дня заключения договора страхования. Страхователя – физическое лицо рекомендуем ознакомить с возможностью письменного отказа от включения в договор условия о периоде охлаждения.

Во время периода охлаждения страхователь – физическое лицо может подать страховщику письменное заявление о досрочном прекращении (расторжении) договора страхования. В заявлении нужны реквизиты для перечисления (перевода) страхового взноса (страховой премии). Договор считается расторгнутым со дня получения страховщиком такого заявления. После расторжения договора в течение 5 рабочих дней страхователю возвращается страховой взнос (страховая премия) в сумме, фактически уплаченной при заключении договора страхования.

2. Информация, которую нужно представить страхователю

В форму заявления о заключении договора страхования или в договор страхования включается обязательная информация. В частности:

— размер страхового взноса (страховой премии) за весь срок действия договора и периодичность его уплаты;

— размер гарантированной доходности (нормы доходности), которая начисляется по договору. С 29 марта 2022 г. из Инструкции № 60 исключена норма о том, что размер гарантированной доходности (нормы доходности) не может превышать ставку рефинансирования Нацбанка;

— размер вознаграждения страхового брокера, страхового агента, когда они заключают договор;

— перечень событий, которые по условиям договора страхования могут быть признаны и не признаны страховыми случаями;

— условия осуществления страховой выплаты по договору страхования при наступлении страхового случая.

Необходимо информировать лицо, которое хочет заключить договор страхования, о налоговых вычетах и льготах по заключаемому договору.

3. Невостребованные выплаты

Это неполученная сумма денежных средств, которую нужно получить по договору страхования в связи со страховым случаем или досрочным прекращением (расторжением) договора. Сумма относится к невостребованным выплатам, когда страхователь (застрахованное лицо, выгодоприобретатель, наследники) (далее – страхователь) не обратился к страховщику за ее получением по окончании срока, установленного условиями страхования, или в течение 3 лет со дня появления права на ее получение.

Страховщик не освобождается от выплаты невостребованной суммы при обращении за ней страхователя.

Некоторые обязанности страховщика при работе с невостребованными выплатами:

— обеспечить учет невостребованных выплат по каждому именному лицевому счету

застрахованного лица;

— обеспечить в установленных случаях наличие страховых резервов, учитывающих суммы невостребованных выплат в полном объеме;

— определить порядок работы с невостребованными выплатами, в том числе их включение в состав доходов страховщика или иное распоряжение ими.