Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме (ст. 6 Закона об авторском праве):

— письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и др.);

— устной (публичное произнесение, публичное исполнение и др.);

— звуко- или видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и др.);

— изображения (рисунок, эскиз, картина, карта, план, чертеж, кино-, теле-, видео-, фотокадр и др.);

— объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и др.);

— электронной, в том числе цифровой;

— в иной форме.

Так как перечень открытый, то полагаем, что в случае с персонажем (героем) следует говорить о существовании его как объекта интеллектуальной собственности в иной форме. В России некоторые юристы используют такую характеристику, как «графический образ персонажа».

Графический образ персонажа «Терминатор»

Для удобства и понимания обсуждаемого вопроса возьмем за основу, к примеру, заглавного героя фантастического фильма «Терминатор» — робота из будущего в исполнении актера Арнольда Шварценеггера.

Прежде, чем появилось аудиовизуальное произведение (фильм) «Терминатор», режиссер Джеймс Кэмерон сделал зарисовку визуального образа будущего персонажа. С этого момента начало действовать авторское право на созданный объект, который приобрел объективную форму и перестал ограничиваться только нахождением в сценарии.

Исключительное право на графический образ персонажа Терминатор принадлежит его создателю, поэтому только он может разрешать или запрещать любое использование, в том числе переработку или изменение этого персонажа.

Следует упомянуть о том, что Терминатор обладает конкретными, присущими только ему характеристиками, которые выделяют его среди других персонажей произведений (литературы, кино и т.д.). Например, его внешний вид (бодибилдер в кожаной куртке), движения, голос, мимика, речь (немногословный, почти безэмоциональный, хладнокровный убийца с характерным немецким акцентом) и т.п.

Отступление даже в визуальном плане от описанного выше оригинала породит в свою очередь создание нового объекта авторского права, который выступит самостоятельным результатом творческой деятельности. Однако для того чтобы такой объект охранялся Законом об авторском праве, его должны узнавать по индивидуализирующим характеристикам, позволяющим использовать объект по отдельности с основным произведением.

Вернемся к Терминатору. К примеру, известное рекламное агентство берёт за основу своей рекламной кампании персонаж Терминатор, но выражает его визуально как «накачанный мужчина в косухе» без явных отсылок к оригинальному фильму, плюс добавляет какие-то новые отличительные признаки. Полагаем, что в таком случае нарушения оригинального образа не будет.

Пародия на объект интеллектуальной собственности

В белорусском законодательстве не существует определения пародии и какого-либо упоминания о ней, поэтому в целях исследования можно обратиться к практике, сложившейся в Российской Федерации по этому вопросу.

Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения (ч. 4 ст. 1274 ГК РФ).

Пародия является высмеиванием оригинального произведения в шутливой форме, поэтому можно выделить ее отличительные характеристики:

— любая пародия представляет собой новое произведение, созданное в результате переработки оригинального произведения, с одновременными значительными различиями;

— пародия носит юмористический характер.

Пародия всегда строится на связи с оригинальным произведением, тем самым повышая его узнаваемость, переосмысливая его как целое или отдельные его части.

В судебной практике РФ существуют прецеденты, когда суды отказывали правообладателям оригинальных произведений в компенсации за нарушение исключительных прав при использовании объектов их интеллектуальной собственности ввиду того, что такие объекты подверглись переработке лишь в целях пародии. Хотя в настоящее время и не существует четкого разграничения пределов заимствования оригинального произведения при создании пародии.

Переработка без согласия автора — запрещается

Как говорилось выше, в законодательстве Беларуси о пародии вообще ничего не сказано. Поэтому при высмеивании персонажа Терминатор, пусть и в шутливой доброй форме, в рекламных роликах (и не только) в любом случае следует говорить о его переработке. А переработка без согласия автора оригинального произведения запрещается.

Автору в отношении его произведения или иному правообладателю принадлежат исключительное право на произведение, а также иные имущественные права в случаях, предусмотренных Законом об авторском праве. Исключительное право на произведение означает право автора или иного правообладателя использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом автору или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение. Использованием произведения признается в том числе переработка произведения для создания производного произведения (ст. 16 Закона об авторском праве).

Таким образом, по мнению автора, персонаж следует относить к полноценному объекту интеллектуальной собственности со всеми вытекающими из этого механизмами защиты прав на него. Он выражается в объективной форме, имеет отличительные признаки, присущие только ему и выделяющие его среди других объектов интеллектуальной собственности. При переработке персонажа возникает производное произведение, которое также будет защищаться по закону, правда, следует помнить, что переработка без согласия автора оригинального произведения запрещена.