На общественном обсуждении находится проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О рекламе». Ряд изменений связан с приведением норм Закона о рекламе в соответствие с требованиями Декрета N 7. Так, предусматривается исключить из Закона о рекламе нормы, связанные с осуществлением административной процедуры по согласованию наружной рекламы и рекламы на транспорте <*>.

Ряд изменений коснется социальной рекламы. В частности, меняется само понятие такой рекламы, предусматривается возможность указания в ней наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, эмблем или иной символики спонсоров мероприятий в сфере культуры, физической культуры, спорта, охраны здоровья населения, пропаганды здорового образа жизни, социальной защиты населения, в число организаторов которых входят госорганы, а также лиц, оказавших содействие государственным органам в производстве социальной рекламы.

К объектам рекламирования собираются отнести производственные и торговые объекты, а также иные объекты обслуживания.

Справочно
В соответствии с действующим законодательством к объектам рекламирования относятся <*>:
— продукция, товар, работа или услуга;
— организация или гражданин;
— права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан;
— средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров;
— результаты интеллектуальной деятельности;
— конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.

Планируется исключить нормы, устанавливающие требование об изготовлении размещаемой (распространяемой) на территории Республики Беларусь рекламы товаров, производимых на этой территории, только с привлечением организаций и (или) граждан Республики Беларусь.

Предусматривается возможность указания в рекламе названий спортивных команд, соревнований, конкурсов, наград на иностранном языке.

Справочно
В настоящее время на иностранном языке можно размещать (распространять) только <*>:
— рекламу, размещаемую (распространяемую) на радио, телевидении, в печатных изданиях и на информационных ресурсах национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет (далее — сеть Интернет), размещающих (распространяющих) информацию исключительно на иностранных языках;
— рекламу товарных знаков и (или) знаков обслуживания, а также рекламу, содержащую общепринятые иностранные термины и обозначения, вошедшие в применение в оригинальном написании и (или) не имеющие обозначения на белорусском и (или) русском языках;
— выполненные на иностранном языке наименования товаров, творческие псевдонимы, оригинальные названия творческих коллективов, произведений, доменные имена сайтов либо приглашения на работу или учебу лиц, свободно владеющих иностранными языками.

Собираются ввести ограничение по объему использования в рекламе информации о присвоении объекту рекламирования награды, позиции в рейтинге, отличительного знака или иной символики — по общему правилу такая информация не должна занимать в рекламе на телевидении и радио более 3 секунд и (или) 3% площади кадра, а при размещении (распространении) рекламы иными способами — более 3% площади рекламы.

На настоящий момент действует общий запрет на использование в рекламе имен, псевдонимов, образов или высказываний граждан Республики Беларусь без их согласия или согласия их законных представителей <*>. Планируется разрешить использование образов граждан без их согласия (согласия их законных представителей) и изображения имущества организаций или граждан в случае, когда эти образы или изображение получены при панорамной съемке в местах, открытых для свободного посещения, и не являются основным объектом рекламирования.

Предусматриваются изменения в области рекламы в СМИ, в частности отмена запрета на показ рекламы в детских передачах, и размер периодов такой рекламы. Говорится также о возможном запрете на превышение эквивалентного уровня звука рекламы и сообщения о ее последующей трансляции над эквивалентным уровнем звука транслируемой программы, прерываемой рекламой.

Готовится установление ряда запретов, касающихся распространения рекламы, в том числе:

— запрет на распространение рекламы по телефону или с использованием иных средств электросвязи без получения предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, оформленного в письменной или электронной форме;

— запрет на доставку рекламных материалов в абонентские почтовые шкафы или индивидуальные почтовые ящики (за исключением печатных СМИ, содержащих рекламу) без получения предварительного согласия владельцев указанного имущества на получение рекламы, оформленного в письменной или электронной форме.

В случае принятия проекта претерпит изменения ст. 13 и 14 Закона о рекламе, наружная реклама и ее средства и реклама на транспортном средстве. Они будут дополнены требованиями, в настоящий момент установленными постановлением Совмина от 12.11.2007 N 1497.

Проект предусматривает ряд иных изменений и дополнений в Закон о рекламе, в том числе отмену согласования некоторых видов рекламы, установление требований к рекламе деятельности микрофинансовых организаций и другое.

Проект закона должен быть внесен на рассмотрение Парламента осенью этого года <*>.

 С текстом проекта можно ознакомиться на сайте МАРТ.