С 12 по 22 мая 2021 г. проходит общественное обсуждение проекта Указа «О целевых отчислениях» (далее – Указ), согласно которому планируют:

1. Заменить оплату работ (услуг) по договорам на выполнение работ (оказание услуг) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве на обязательные целевые отчисления по Указу. Другими словами, вместо оплаты по договору юрлица, ИП будут производить обязательные перечисления целевых отчислений на единый казначейский счет (п. 1 постановления № 583,  п. 20 Инструкции № 42, подп. 1.1 п. 1 Указа).

Обоснование проекта Указа

В соответствии со ст. 2 ГК граждане и юридические лица свободны в заключении договора, в связи с чем многие организации отказываются оплачивать КУП по ценообразованию в строительстве работы (услуги) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве. Однако согласно подп. 31.7 п. 31 Инструкции № 51 средства на мониторинг цен (тарифов), расчет индексов цен в строительстве определяются в процентах от итога граф 3–6 и графы 8 (за исключением средств по главе 1 сводного сметного расчета) глав 1-9 в размерах 0,07 и 0,09% в зависимости от источников финансирования. Средства приводятся в графах 8 и 9. Таким образом, заказчики (застройщики), которые отказываются от заключения соответствующих договоров с КУП по ценообразованию в строительстве, используют средства, предусмотренные сметной документацией для финансирования работ (услуг) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве, не по целевому назначению. В итоге, учитывая выручку всех КУП по ценообразованию в строительстве за 2020 г. (5,10 млн руб.), можно сделать вывод, что ими заключается ориентировочно 40% договоров от возможных. Таким образом, недополученная разница составляет порядка 13,0 млн руб. x 0,6 = 7,8 млн руб. (п. 3 ч. 1 Обоснования).

2. Урегулировать порядок учета и перечисления целевых отчислений (подп. 1.2-1.4 п. 1, п. 10 Указа). Согласно проекту юрлица (заказчики, застройщики), ИП в строительной деятельности представляют ежемесячно:

в обслуживающий банк не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным, платежные поручения для перечисления денежных средств в размерах 0,07 или 0,09% (в зависимости от источников финансирования) от суммы за выполненные строительные работы с учетом выплаченных текущих и целевых авансов;

в Минстройархитектуры не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным, информацию о фактическом перечислении денежных средств в виде целевых отчислений.

Целевые отчисления:

— подлежат учету на едином казначейском счете в установленном порядке без включения в состав расходов и доходов республиканского бюджета;

— перечисляются на счет главного управления Минфина по г. Минску, поступают в распоряжение Минстройархитектуры и используются в порядке и на цели, предусмотренные Указом.

Примечание
В настоящее время перечисление средств производится ежемесячно заказчиками (застройщиками) на основании заключенных договоров на расчетный (текущий) счет  организации по ценообразованию в строительстве по истечении месяца, не позднее 10-го числа, следующего за отчетным (ч. 2 п. 20 Инструкции № 20).

3. Расширить целевое назначение поступивших целевых отчислений и направить их не только на финансирование деятельности организаций в области ценообразования в строительстве, но и на развитие информатизации в строительстве, а также на финансирование приобретения товаров (выполнение работ, оказание услуг) в области ценообразования, оказания услуг по расчету индексов цен инвестиций в основной капитал. Кроме того, средства будут использоваться для выделения Минстройархитектуры денежных средств на безвозмездной основе организациям строительной отрасли независимо от форм собственности и подчиненности на основании решения комиссии в установленном порядке (п. 2, 3 Указа).

4. Возложить персональную ответственность (п. 5 Указа):

— на руководителя (председателя) комиссии, создаваемой Минстройархитектуры — за нецелевое выделение средств целевых отчислений;

— руководителей организаций строительной отрасли, которым Минстройархитектуры выделил денежные средства на безвозмездной основе — за нецелевое использование полученных денежных средств целевых отчислений;

— руководителей юрлиц (заказчиков, застройщиков), ИП — за несоблюдение требований по обязательным целевым отчислениям.

5. Установить последствия и ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по перечислению целевых отчислений (п. 6-9 Указа):

— если частично или полностью не исполнено соответствующее обязательство, перечисление осуществляется за счет чистой прибыли;

— если денежные средства не перечислены или несвоевременно перечислены, юрлица (заказчики, застройщики), ИП несут ответственность в виде уплаты пеней от несвоевременно внесенной (невнесенной) суммы в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка на день осуществления платежа за каждый день просрочки, включая день перечисления целевых отчислений. Средства зачисляются на единый казначейский счет и используются в порядке и на цели, предусмотренные Указом;

— если средства целевых отчислений использованы не по целевому назначению, они подлежат возврату организациями-получателями с начислением процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка на дату возврата за каждый день с даты их получения по дату возврата. Средства зачисляются на единый казначейский счет и используются в порядке и на цели, предусмотренные Указом.

Примечание
В настоящее время ответственность за своевременность, полноту, правильность перечисления средств по договорам на выполнение работ (оказание услуг) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве устанавливается в договорах и возлагается на должностных лиц заказчиков (застройщиков) (п. 21 Инструкции № 42).

6. Расширить перечень исключений, когда целевые отчисления не производятся. Помимо строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, выполняемых для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальными застройщиками, а также объектов, строительство которых осуществляется в соответствии с градостроительной документацией Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», к исключениям будет относиться также строительство автомобильных дорог, мостов и тоннелей (п. 1 постановления № 583, подп. 1.1 п. 1 Указа).