На общественное обсуждение вынесен проект постановления Совмина «О внесении изменений и дополнений в Правила автомобильных перевозок пассажиров», разработанный Минтрансом. Внесение изменений связано с необходимостью приведения Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совмина от 30.06.2008 N 972 (далее — Правила), в соответствие с прочими нормативными правовыми актами, регулирующими данную сферу .
Расширяется терминология Правил. В частности, закрепляется понятие информационной системы продажи билетов (АИС). Она регистрируется в Государственном регистре информационных систем и позволяет:
— получить прямой доступ к базе данных расписаний движения автобусов по маршрутам, наличия свободных мест и иной информации об условиях выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;
— произвести оплату проезда пассажира.
Планируется детальное регулирование работы автомобилей-такси. Так, подробно расписаны требования, предъявляемые к внешнему оформлению машин, видам и размерам опознавательных фонарей, размерам отличительных знаков обслуживания, кассовому оборудованию. Прописаны обязанности местных исполнительных и распорядительных органов (уполномоченного ими оператора такси) в отношении автомобилей-такси, в т.ч.:
— принимать уведомления от автомобильных перевозчиков о начале или окончании осуществления ими деятельности по выполнению автомобильных перевозок пассажиров;
— вести реестр автомобильных перевозчиков пассажиров;
— координировать деятельность диспетчеров такси и автомобильных перевозчиков пассажиров автомобилями-такси;
— анализировать качество и полноту обслуживания пассажиров.
Устанавливаются обязанности заказчиков междугородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении (местные исполнительные (распорядительные) органы) а также операторов, которых будет определять заказчик. В такие обязанности, в частности, будут входить:
— проведение конкурса на право выполнения междугородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении в случаях, установленных законодательством;
— контроль полноты оплаты проезда пассажирами (при этом закрепляется, что проездные документы могут быть выполнены на бумажной (пластиковой) основе, на ином материальном носителе, а также в виде электронной записи в электронной информационной системе);
— обеспечение наличия паспорта маршрута на каждый маршрут (при этом по сравнению с действующими меняются требования к паспорту маршрута (его разработке и утверждению, изменению характеристик маршрута, количеству экземпляров)).
Планируется ввести право заказчика (за исключением заказчика (оператора) автомобильной перевозки пассажиров в регулярном сообщении) отказаться от перевозки без возмещения автомобильному перевозчику понесенных расходов в случае неподачи или несвоевременной подачи транспортного средства.
Сокращается срок, предоставляемый автомобильному перевозчику на рассмотрение претензии и сообщение заявителю о результатах. Планируется, что он будет составлять 15 дней со дня предъявления претензии (сейчас — 30).

В Правила также включается ряд положений, регулирующих создание и деятельность контрольно-ревизорской службы на автомобильном транспорте. Отмечается, что заказчик или оператор автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении может уполномочить на ее создание госорганизацию автомобильного транспорта либо хозобщество, 50% и более акций (долей в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам. Напомним, что в настоящий момент контрольно-ревизорская служба создается оператором (уполномоченным заказчиком), государственной организацией автомобильного транспорта .
Высказать предложения по проекту можно до 29.10.2017 включительно, направив письмо на электронный адрес: project@niit.by.