20.12.2018 принято постановление Пленума ВС N 10 «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении судами экономических дел, связанных с государственной регистрацией и ликвидацией
(прекращением деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Постановление N 10). Документ заменил действовавшее ранее постановление Пленума ВХС N 18 о ликвидации (далее — Постановление N 18), а также разъяснил актуальные вопросы рассмотрения дел о госрегистрации.
Рассматриваемые категории дел
Документ распространяется на дела, связанные с <*>:
а) госрегистрацией:
— самого субъекта хозяйствования;
— изменений (дополнений), вносимых в учредительные документы организации или свидетельство
о госрегистрации ИП;
б) ликвидацией организации (прекращением деятельности ИП) (далее — ликвидация).
Обратите внимание!
Речь ведется только о субъектах хозяйствования, на которых распространяется действие Положения о госрегистрации и Положения о ликвидации, утвержденных Декретом N 1 <*>. К ним относятся хозобщества,
УП, КФХ, ИП и пр.
Указанные дела всегда рассматривают экономические суды <*>. В зависимости от предъявляемых требований их рассмотрение осуществляется <*>:
а) в порядке производства по делам об обжаловании решений, действий (бездействия) госорганов и должностных лиц <*>;
б) в исковом производстве. Иски по общему правилу подаются по месту нахождения ответчика <*>.
В зависимости от оснований требования по вопросам госрегистрации и ликвидации можно объединить в следующие группы:
1) об обжаловании решений, действий (бездействия) регистрирующего органа <*>;
2) о признании госрегистрации недействительной <*>;
3) о ликвидации <*>.
Обратите внимание!
Срок обращения в суд по первым двум группам дел, а также при ликвидации в связи с признанием госрегистрации недействительной составляет 3 года. Его истечение влечет отказ в удовлетворении иска (заявления). При этом не важно, было ли заявлено в суде применение срока давности <*>.
Обжалование решений, действий (бездействия)
Заинтересованное лицо вправе путем подачи в суд соответствующего заявления <*> обжаловать <*>:
а) действия (бездействие) регистрирующего органа, связанные с госрегистрацией или ликвидацией.
Пример
Регистрирующий орган отказал в госрегистрации изменений в устав УП «Ромашка». Его директор считает такой отказ неправомерным. В этой связи он вправе обжаловать действия регистрирующего органа, подав соответствующее заявление в экономический суд;
б) решение регистрирующего органа о ликвидации.
Такие дела рассматриваются по правилам исключительной подсудности <*>. Заявление необходимо подавать в экономический суд по месту нахождения заявителя <*>.
Однако заявление об обжаловании действий регистрирующего органа при госрегистрации в указанном порядке можно подавать, только если отсутствует спор о праве <*>. Сам же спор о праве лиц, чьи права и интересы нарушены в результате совершения регистрационных действий, должен решаться в исковом производстве <*>. В частности, этими лицами могут быть собственник имущества УП, учредители (участники) хозобщества и пр. <*>.
Из изложенного нельзя сделать однозначный вывод, как поступать лицу, чьи права и интересы нарушены. Видится два варианта:
1) спор о праве решается в исковом производстве, после чего заинтересованное лицо может подать заявление об обжаловании;
2) спор о праве и вопрос о правомерности действий регистрирующего органа решаются в рамках одного дела в исковом производстве. В такой ситуации неясен и вопрос о подсудности дела: иск в суд следует подавать по месту нахождения ответчика (как для всех исков по делам, связанным с госрегистрацией и ликвидацией <*>) или истца (как в делах о проверке законности действий регистрирующего органа <*>?
Остается следить, по какому пути пойдет судебная практика.
Признание госрегистрации недействительной
Госрегистрация может быть признана недействительной, если она осуществлена на основании заведомо ложных сведений <*>. На сегодняшний день это единственное предусмотренное в законодательстве основание для признания недействительной госрегистрации.
Пленум ВС обращает внимание, что иски по данному основанию могут предъявлять только уполномоченные органы, предусмотренные законодательством <*>: КГК, прокуратуры, внутренних дел и пр. <*>. Следовательно, иные лица не вправе обращаться в суд с указанным требованием.
Надлежащими ответчиками по таким делам являются субъекты хозяйствования, в отношении которых осуществлена госрегистрация. Регистрирующие органы могут привлекаться в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований <*>.
Исковое требование о признании госрегистрации недействительной может быть объединено с иными сопутствующими требованиями: о взыскании доходов в бюджет, о ликвидации <*>.
Судебная ликвидация
Среди лиц, имеющих право на подачу искового заявления, упоминаются уполномоченные органы госвласти, а также кредиторы ликвидируемого субъекта хозяйствования <*>. Последние вправе подать иск о ликвидации должника, если тот нарушил порядок и сроки самоликвидации <*>.
Отмечено, что для принятия судом решения о ликвидации по указанному основанию необходима совокупность нарушений как порядка, так и сроков ликвидации <*>. Нарушение порядка имеет место, когда должник не совершил действия, предусмотренные законодательством <*>, в частности:
— у должника имелась кредиторская задолженность, а ликвидатором назначен собственник его имущества (его учредитель, участник) <*>;
— о ликвидации не уведомлены кредиторы <*> и пр.
При решении вопроса о нарушении сроков самоликвидации суды учитывают следующее <*>:
1) по общему правилу срок самоликвидации не должен превышать 9 месяцев;
2) он может быть продлен на срок до 12 месяцев <*>;
3) в указанный срок не включаются периоды, в течение которых исключение из ЕГР недопустимо. К ним относятся:
— шестимесячный срок со дня уведомления проверяющих органов (налоговой, ФСЗН и пр.) о ликвидации, если они информировали регистрирующий орган о невозможности представления соответствующих справок или сведений <*>;
— период до проведения выборочной проверки, если она еще не проведена, а субъект хозяйствования включен в план таких проверок <*>;
— период до погашения задолженности перед бюджетом, информация о которой представлена уполномоченным органом <*>;
— двухмесячный срок, если в регистрирующий орган от кредитора поступила информация о непогашенной задолженности <*>.
Обратите внимание!
Регистрирующий орган не исключает из ЕГР, если получает определение суда о <*>:
— запрете на исключение из ЕГР;
— возбуждении дела о банкротстве, влекущего ликвидацию субъекта хозяйствования.
Отмечено, что запрет на исключение из ЕГР может применяться в качестве меры по обеспечению иска или меры по обеспечению исполнения судебного решения <*>.
Ранее действовавшее Постановление N 18 детально регламентировало порядок судебной ликвидации. Она осуществлялась под контролем суда и представляла собой длительный и громоздкий процесс. На суды при этом возлагалась серьезная нагрузка, что не способствовало эффективному результату.
В настоящее время основная нагрузка при прекращении хоздеятельности, включая и судебную ликвидацию, возлагается не на суды, а на владельцев бизнеса (учредителей, участников и пр.) <*>. Суды в резолютивной части решения о ликвидации будут прописывать обязательные для исполнения моменты: назначение ответственных лиц, сроки завершения ликвидации и пр. <*>.
Рекомендуем посетить семинар:
Реорганизация и ликвидация юридических лиц