Неприятная штука – профессиональное выгорание. Или понимание, что дело всей твоей жизни совсем не твое. Вот так накроет одномоментно желание сменить сферу деятельности, и куда податься, кем быть? Практика показывает: ярким увлечением вполне может стать искусство. И неправда, что в зрелом возрасте добиться успехов на новом поприще почти невозможно. Почитайте хотя бы биографии всемирно известных художников, за плечами которых юридическая школа.

Анри Жюльен Фелис Руссо по прозвищу Таможенник (1844–1910) – французский художник-самоучка, основатель наивного искусства (примитивизма).

Автопортрет-пейзаж. 1890

Отец Руссо, обычный жестянщик, приложил все силы, чтобы сын окончил школу и лицей. В 19 лет Анри устроился работать в адвокатское бюро, но долго там не продержался: поддался на уговоры товарищей и украл из бухгалтерии мизерную сумму. В суде согласился на сделку – 7 лет службы в армии вместо года тюрьмы. Удивительно, но в 63 года Руссо вновь предстанет перед судом: подделает чек, поверив в затруднения приятеля. Есть версия, что в этот раз художника спасла не только очевидная наивность, но и заступничество высокопоставленного коллеги по масонскому ордену.

После службы в армии Анри Руссо пришел на таможню Акцизного департамента, где проработал 15 лет. Говорили, он прямо в кабинете устанавливал мольберт и самозабвенно отдавался творчеству. Карьерный рост таможеннику явно не светил – коллеги считали его довольно странным.

Таможенная застава. 1890

Руссо с упоением писал джунгли, но вживую их никогда не видел. Фантазию хорошо стимулировал ботанический сад. А легенду про службу в Мехико придумал друг-поэт. Да и с портретами все было не так просто: моделей новоиспеченный художник измерял складным метром.

Выйдя на пенсию по выслуге лет, Руссо стал давать уроки игры на скрипке. Первой жене он посвятил удивительный вальс «Клеманс», за который получил почетный диплом Литературной и Музыкальной академии Франции. Параллельно отставной таможенник писал картины на заказ, продавая их за бесценок.

Впервые Руссо выставил свои произведения в 41 год. Молодые художники посмеивались над пожилым самоучкой, а публика откровенно хохотала. Какой-то остряк именно для этого подвел к работам Руссо импрессиониста Камиля Писсарро. А тот замер в восторге. Картинами Руссо восхищался писатель Альфред Жари. Это с его подачи появилось прозвище Таможенник. Поль Гоген ценил умение Руссо использовать черный цвет. Был его поклонником и Пабло Пикассо.

Михаил Александрович Врубель (1856–1910) родился в семье военного юриста. С детства любил читать римских классиков в оригинале, серьезно увлекался театром и философией. На юридический факультет Петербургского университета поступил по настоянию отца.

В студенческие годы вел богемный образ жизни и создавал иллюстрации к книгам, подрабатывал гувернером и репетитором. Когда познакомился со учащимися Академии художеств, стал посещать там вечерние классы. В результате остался на втором курсе юридического факультета еще на год, объяснив отцу желанием повысить оценки. Университет Врубель все же окончил. Но в 24 года, отбыв краткую воинскую повинность, поступил в Академию художеств.

Учился у П.П. Чистякова и И.Е. Репина. Несмотря на это, однажды заявил Репину, что тот не умеет рисовать. Приятелю потом пояснил: «Репина вплел в русское искусство цветок лучшей правды, но я… люблю другое…» Чистяков считал Врубеля самым талантливым из учеников и рекомендовал для реставрации фресок в средневековом монастыре под Киевом. Церковь отказалась от услуг молодого художника из-за его своеобразной трактовки библейских сюжетов, но потом все же признала право на существование версии Врубеля.

Царевна-Лебедь. 1900

Когда Врубелю исполнилось 40 лет, он познакомился с оперной певицей Надеждой Забелой и практически сразу сделал ей предложение. Рождение сына омрачил врожденный порок – заячья губа. Художник стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей, много писал демонов. Вместо обычных 3–4 часов иногда проводил за мольбертом по 14 часов, поддерживая себя вином.

В 46 лет Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу с диагнозом «неизлечимый прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции». В моменты просветления он узнавал окружающих, пытался рисовать. В клинике с перерывами провел последние 8 лет, за 2 года до смерти полностью ослеп. Умер в 54 года, нарочно простудившись и так и не узнав, что еще в 1905 году ему дали звание академика.

Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) – французский и русский художник, теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Играл на фортепиано и виолончели, обожал театр, писал стихи и сценарии и мечтал соединить цвет, музыку и сцену.

Он окончил юридический факультет Московского университета, готовился защитить диссертацию и получить профессорское звание. Но… попал на выставку импрессионистов, где увидел «Стог сена» Клода Моне.

В 1896 году 30-летний Кандинский отказался от предложенного Дерптским университетом места приват-доцента и уехал в Мюнхен учиться живописи. Постепенно отказался от постимпрессионистских пейзажей и ушел в чистую абстракцию. Свои работы называл «импровизациями», «импрессиями» и «композициями». Описывал точку как невидимый нематериальный первоэлемент, линию считал ее величайшей производной противоположностью, а треугольник, квадрат, круг – результатом планомерно перемещающейся точки.

Долгое время Кандинского воспринимали как посредственного художника. Его работы высмеивали и называли «изуродованным спиритизмом». В советское время И.Э. Грабарь, художник, реставратор, искусствовед и теоретик искусства, довольно зло отзывался о коллеге-авангардисте: «Он писал маленькие пейзажные этюдики… накладывая яркими красками отдельные планчики. Получались пестрые, никак не согласованные этюдики. Все мы относились к ним сдержанно, подшучивали между собой над этими упражнениями в «чистоте красок». Кандинский не слишком преуспевал и вообще талантами не блистал».

В первые годы советской власти Кандинский активно занимался общественной деятельностью: участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, был председателем Всероссийской закупочной комиссии, ученым консультантом и заведующим репродукционной мастерской, читал в Московском университете курс «Современное искусство», был вице-президентом Государственной академии художественных наук.

Без названия. 1910
Первое абстрактное произведение Кандинского

Но в 1921 году навсегда покинул Россию и на 70 лет оказался под запретом. Сначала жил в Германии, однако с приходом к власти Гитлера история повторилась: работы Кандинского назвали «дегенеративным искусством», изъяли из музеев и сожгли. Сам художник нашел убежище во Франции. Он прожил там 10 лет, но так и не стал своим ни для парижской творческой интеллигенции, ни для русской эмиграции.

В личной жизни Кандинский был небезупречен: пообещав заняться бумагами для брака, бежал от женщины, с которой прожил больше 10 лет. Габриэль Мюнтер 4 года разыскивала гражданского мужа, пока не получила от адвоката письмо: бывший жених требовал вернуть свои картины, старый велосипед, одежду и другие личные вещи. К этому времени он уже давно был женат. Оскорбленная женщина написала гневное письмо на 40 страниц. В ответ Кандинский направил доверенность, позволявшую распоряжаться его имуществом. Несмотря на предательство, Габриэль Мюнтер, рискуя жизнью, сумела спасти от фашистов архив и работы художника. 

Анри Эмиль Бенуа Матисс (1869–1954) – французский художник и скульптор, лидер течения фовистов (фр. fauve  – «дикие звери»). Считал, что эмоции можно передать через цвет и форму.

Матисс родился в семье преуспевающего торговца зерном. Окончил Школу юридических наук, работал клерком у присяжного поверенного. В 21 год попал в больницу с приступом аппендицита. Выздоровление затянулось на долгих два месяца, и мать, чтобы сын не скучал, принесла краски и альбом. Сначала Анри просто копировал цветные открытки. А потом так увлекся, что записался в школу рисунка, в которой готовили чертежников для текстильной промышленности. Через год Матисс оставил юридическую практику и поступил в частную академию художеств в Париже.

В 1905 году, в возрасте 36 лет, представил широкой публике «Женщину в шляпе», которая знаменовала рождение фовизма. Автором термина стал критик Луи Воксель.

Фовисты считали главным цвет и декоративность изображения. Их работы были яркими, грубыми и энергичными. Хотя Матисс и заявлял, что хочет дарить зрителю отдых и покой, что искусство не должно беспокоить и смущать, оценки его творчества были далеко не однозначными. Так, про «Танец» говорили, что он «передает ничто». Заказчик – меценат Сергей Щукин даже поначалу отказался забирать картину. Он писал Матиссу: «Из-за Вас надо мной понемногу издеваются. Говорят, что я причиняю вред России и русской молодежи, покупая Ваши картины».

Танец. 1910

Несмотря на это, Сергей Щукин приобрел 37 произведений Матисса, еще один русский коллекционер Иван Морозов – 11.

И.Е. Репин называл Матисса и Гогена «сбитыми парижской рекламой нахальными недоучками»; считал, что их живопись поддерживалась духом наживы, а коллекционирование Матиссов стало проявлением московского купечества. В.А. Серов заклеймил «просто ярким фонарем», но признал: пусть Матисс и не дает радости, все остальное «делается скучным, после того как его посмотришь».

Художника до почтенного возраста обвиняли в инфантилизме и упрощении, а критики твердили об упадке художественного мастерства. Современные историки искусства говорят обратное: для художника, получившего академическое образование, почти невозможно отбросить все, чему его учили, и вернуться к чистому цвету, примитивным формам и интуитивному восприятию пространства.

Идеи Матисса до сих пор востребованы у дизайнеров одежды, начиная с И. Сен-Лорана и заканчивая современными независимыми дизайнерами, которые заимствуют для принтов мотивы художника и силуэты его коллажей.

В 1941 году у Матисса нашли онкологию. Он перенес тяжелую операцию на кишечнике и больше не мог ходить, плюс к этому почти ослеп. Чтобы сберечь силы и добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета, придумал специальную технику, известную как декупаж.

Фердинанд Эдуардович Рущиц (1870–1936) – белорусско-польский живописец, график, театральный художник, педагог. Чуть ли не единственный представитель юридической школы Беларуси, кардинально сменивший профессиональное направление. Во всяком случае остальные именитые белорусские художники сразу определялись со своим предназначением.

Он родился в имении Богданово в Ошмянском уезде (сейчас Воложинский район Минской области). Еще при жизни получил известность на территории современной Беларуси, Литвы, Польши, России. В календаре памятных дат ЮНЕСКО на 2020 год есть 150-летие со дня его рождения. Вместе с С.Ю. Жуковским и В.К. Бялыницким-Бирулей заложил фундамент белорусской школы пейзажной живописи.

Отец Ф.Э. Рущица – чиновник на Либаво-Роменской железной дороге хотел, чтобы сын пошел по стопам деда-юриста. Поэтому в 1890 году Фердинанд поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета.

Во время учебы он часто посещал выставки, музеи и в результате через год подал в Академию художеств прошение о зачислении вольнослушателем на отделение живописи, а еще через год окончательно решил связать свою жизнь с искусством. Сначала Рущиц был учеником в мастерской И.И. Шишкина, затем продолжил обучение у А.И. Куинджи. В своих дневниках молодой художник писал, что у Шишкина учился рисунку, технике, т.е. арифметике в живописи, а у Куинджи – композиции, которую сравнивал с алгеброй. Именно Шишкин воспитал у Рущица умение точно передавать реальность, а Куинджи – обобщать увиденное. Об уровне мастерства юного мастера свидетельствует хотя бы тот факт, что его «Весну» прямо на просмотре дипломных работ купил для своей коллекции П.М. Третьяков – основатель всемирно известной Третьяковской галереи.

«Землю», которую Рущиц первый раз выставил в Петербурге, публика приняла холодно. Слишком она была национально-шляхецкой. Совершенно иным оказался прием на выставке в Варшаве. Эта картина стала визитной карточкой 28-летнего художника.

Земля. 1898

В 1918–1919 годах Рущиц участвовал в организации отделения изящных искусств в Университете Стефана Батория в Вильне и стал его первым деканом, а позже получил звание почетного профессора. Он возглавлял комиссию по охране памятников древностей Беларуси, постоянно ездил по стране и делал зарисовки старинных усадеб и замков. В 1921 году организовал первую официальную выставку польских художников в Париже, за что удостоился ордена Почетного легиона.

Когда в 1931 году в Вильне обнаружили захоронение короля Александра Ягеллончика, Елизаветы Габсбург и Барбары Радзивилл, Рущиц делал документальные рисунки крипты и королевских останков. Вскоре он тяжело заболел и лишился возможности говорить и писать правой рукой. Художник вернулся в Богданово и стал делать зарисовки левой. Желтая польская пресса позже напишет, что все, кто был причастен к открытию королевского склепа, умерли преждевременно.

К сожалению, большая часть творческого наследия Фердинанда Рущица хранится в музеях Польши и Литвы. В Беларуси до последнего времени находились лишь 3 работы: «У костела» в постоянной экспозиции Национального художественного музея и «Сарай и прясло для сена», а также «Пейзаж. Вилия» в корпоративной коллекции «Белгазпромбанка».

В ноябре 2019 года при финансовой поддержке почетного консула Беларуси в Швейцарии Национальный художественный музей получил в дар 3 эскиза мастера, которые выкупили у его внука. Корпоративная коллекция «Белгазпромбанка» пополнилась пейзажем Рущица «Поместье в Богданово» и эскизом декорации к спектаклю «Балладина».

В Национальном художественном музее с 5 ноября до 15 января работает выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения художника. Нацбанк должен выпустить в память о нем монету, а Минсвязи – юбилейный конверт с маркой.