Постановлением Совмина от 31 января 2024 г. № 73 в Беларуси предусмотрено установление нулевых ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, вывозимых за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Обнуление пошлин происходит в рамках договоренности с РФ и связано с окончанием налогового маневра в нефтяной сфере.

С 1 января 2024 г. Беларусь установила нулевые ставки экспортных пошлин на нефть и отдельные нефтепродукты. Ставки пошлины на сжиженные углеводородные газы составляли 1,6 доллара за 1 тонну; на этан, бутан и изобутан – 1,4 доллара за 1 тонну. С 1 февраля Минск обнулил ставки на весь перечень экспортных пошлин нефтепродуктов.

Беларусь с 1 октября 2011 г. вслед за Россией осуществляла расчет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Однако в РФ стали реализовывать налоговый маневр в нефтяной отрасли. Его суть заключалась в том, что таможенная пошлина постепенно снизится до полной отмены в 2024 г., параллельно на такую же сумму увеличиться налог на добычу полезных ископаемых. В конце 2018 г. в Минфине Беларуси оценивали, что в течение шести лет из-за этого решения бюджет страны потеряет до 10 млрд долларов. Дело в том, что цена нефти для Минска увеличивалась до уровня мировой, что снижало привлекательность экспорта белорусских нефтепродуктов. Страдали от этого и доходы казны.

РФ с 1 января 2024 г. установила нулевые ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, завершив, таким образом, налоговый маневр.

Для минимизации издержек нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) ввели демпферный механизм. В России он действовал с 2019 г. До апреля 2023 г. демпфер рассчитывался по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена законодательно). Если эта разница была положительная, а экспорт становился выгоднее поставок на внутренний рынок, то государство платило нефтяным компаниям, если разница была отрицательная – нефтяники платили в бюджет. Однако санкции против РФ привели к тому, что считать экспортную стоимость российских нефтепродуктов стали некорректно, а российская нефть Urals начала торговаться с сильным дисконтом. В итоге Минфин РФ стал искать варианты корректировки топливного демпфера.

Беларусь добилась компенсации за налоговый маневр только в 2022 г. Это произошло после того, как Минфины Беларуси и РФ подписали договор об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. С одной стороны, Беларусь вынуждена поэтапно повышать ставки акцизов на сигареты и алкоголь. С другой – документ помогает белорусским предприятиям получать, как и российские нефтяные переработчики, обратный акциз на нефть по единым правилам, повышает привлекательность экспорта, в том числе и на российский рынок. Новый механизм дал и дополнительные недолговые источники для белорусского бюджета с 1 января 2023 г.

Предполагалось, что при стоимости барреля нефти в 80 долларов Минск пополнит казну в 2023 г. на 1,7 млрд белорусских рублей по данной схеме. Но по факту вышло порядка 1,3 млрд рублей. Белорусский бюджет на текущий год сверстан с более высокими показателями по доходам, получаемым в качестве компенсации за налоговый маневр в РФ (2,1 млрд белорусских рублей). Но многое будет зависеть от цены на нефть.

В разгар ценового кризиса на топливном рынке России в конце лета 2023 г. НПЗ Беларуси перестали продавать свой товар на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) из-за того, что в сентябре демпфер был сокращен в 2 раза. Это сделало непривлекательными для белорусских производителей поставки на российский рынок. Однако с октября механизм топливного демпфера в России был возвращен к прежним параметрам, вернув и выгоду для белорусских заводов.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/