С вечера 12 января грузовым перевозчикам из Армении, Казахстана и Кыргызстана ограничили пропуск через белорусско-российскую границу. Как уточнили в Федеральной таможенной службе (ФТС) РФ, теперь они могут проехать только через один определенный участок границы – «Езерище-Лобок».

Накануне белорусская таможня стала фиксировать на белорусско-российском участке границы случаи возвратов транспортных средств международной перевозки под управлением водителей – граждан третьих стран (кроме граждан Беларуси и России).

Возврат осуществляется пограничной службой ФСБ России по причине отсутствия оснований для  пропуска на российскую территорию, говорилось в сообщении.

В Государственном таможенном комитете Беларуси рекомендовали в таком случае следовать из Беларуси в Россию через разрешенный участок.

При принятии данного решения, но при наличии ограниченного времени для завершения таможенной процедуры, допускается обращение в таможенный орган о продлении срока таможенного транзита товаров.

В ГТК напомнили, что «таможенным законодательством ЕАЭС допускается совершать операции, связанные с продлением срока таможенного транзита товаров, изменением места доставки товаров, получением разрешения таможенного органа на проведение грузовых операций и (или) перецепки».

На минувшей неделе министр торговли и интеграции Казахстана Арман Шаккалиев прокомментировал задержку казахстанских фур на границе с Беларусью.

С 8 января такая проблема. В настоящее время мы обсуждаем это с нашими коллегами из России и Беларуси. Я считаю, что это воспрепятствование [перевозке]. Говорится, что это технический барьер, но это барьер. Этого не должно быть, – сказал Шаккалиев.

Он заверил, что если вопрос не будет решен положительно, то действия белорусской стороны будут официально признаны препятствием.

Это не соответствует условиям интеграции Евразийского экономического союза. Но наши коллеги говорят, что это связано с вопросами безопасности. В статье 29 Договора [о ЕАЭС] есть такое обоснование. Но к этому вопросу мы относимся иначе. Это ограничивает движение товаров. Если мы не сможем урегулировать вопрос на должном уровне, мы официально внесем его на рассмотрение ЕЭК как препятствие, – добавил министр.

С 2022 г. в связи с санкциями, наложенными на Россию и Беларусь, российские и белорусские предприниматели регистрируют в Казахстане транспортные компании и получают казахстанские государственные регистрационные номерные знаки. Это позволяет осуществлять международные автоперевозки грузов в европейские страны. Наплывом белорусских и российских перевозчиков оказались недовольны казахстанские водители, которые потребовали от Министерства транспорта и МИД снизить уровень конкуренции.

На протяжении 2023 г. Беларусь и Казахстан обменивались претензиями и выстраивали барьеры.

В июле Государственный таможенный комитет Беларуси сообщил о выявлении порядка 400 правонарушений, совершенных резидентами Казахстана. Стоимость незаконно перемещаемых товаров составила 12,3 млн рублей. Основные категории правонарушений – недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, нарушение порядка процедуры таможенного транзита или сроков представления таможенной декларации.

Перевозчики Казахстана жаловались на задержку транзитных грузов в Беларуси, которая «может длиться месяцами и не имеет регламентированных сроков. А это колоссальные убытки для бизнеса».

На этом фоне Казахстан вводил и отменял запреты на въезд на свою территорию фур, которые перемещают грузы из третьих стран с помощью перецепки/перегрузки. Сейчас до 1 января 2025 г. действует ограничение для большегрузов из Беларуси, которые перегружают товары из ЕС.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/