С 02.01.2023 вступили в силу изменения в Закон N 300-З. Они затронули в том числе порядок подачи и рассмотрения электронных обращений. Проанализируем, что поменялось.

1. Что такое электронное обращение

Закон N 300-З предусматривает три формы подачи обращений: письменную, устную и электронную (абз. 2 ст. 1, ч. 1 п. 1 ст. 10 Закона N 300-З). Возможность использования той или иной формы зависит от того, кто и куда обращается (п. 1 ст. 3 Закона N 300-З) (таблица).

Таблица

Заявитель Форма Место подачи обращения
Гражданин (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь (абз. 7 ст. 1, п. 2 ст. 3 Закона N 300-З)) Письменное обращение (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений) Любая организация, госорган
Устное обращение
Электронное обращение Госорган и иная госорганизация
Замечания и (или) предложения в книгу замечаний и предложений Организация, ИП, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги.

Обратите внимание!
Книга замечаний и предложений ведется только в организациях и у ИП, которые реализуют товары, выполняют работы, оказывают услуги в сферах, определяемых Совмином (ч. 1 п. 1 ст. 24 Закона N 300-З, абз. 3 подп. 1.1 п. 1 постановления Совмина от 16.03.2005 N 285)

Юридическое лицо, ИП (юридические лица Республики Беларусь и находящиеся на ее территории представительства иностранных организаций (абз. 7 ст. 1, п. 2 ст. 3 Закона N 300-З)) Письменное обращение (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений) Любая организация, госорган
Устное обращение
Электронное обращение Госорган и иная госорганизация

С 02.01.2023 изменилось толкование термина «электронное обращение». Ранее под ним понималось обращение, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в сети Интернет. Сейчас это обращение заявителя, поданное посредством Единой республиканской автоматизированной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее — система обращений) (абз. 8 ст. 1 Закона N 300-З в прежней редакции, абз. 9 ст. 1 Закона N 300-З).

В отличие от письменной и устной формы, электронная форма обращения возможна только при его направлении в госорганы и иные госорганизации (абз. 3 ч. 1, абз. 3 ч. 2 п. 1 ст. 3 Закона N 300-З).

2. Как подать электронное обращение

Электронное обращение подается только через систему обращений в сети Интернет по адресу: https://обращения.бел. Доступ к системе бесплатный. Воспользоваться ею могут заявители, а также госорганы и иные госорганизации, к которым поступают обращения в электронной форме (ч. 1, 2 п. 1 ст. 25 Закона N 300-З).

Чтобы подать электронное обращение, необходимо пройти идентификацию. Для этого физическому лицу нужно воспользоваться:

1. Учетной записью национальной почтовой электронной системы, полученной в отделении почтовой связи.

2. Сертификатом открытого ключа либо ID-картой.

3. Логином и паролем, сформированными в процессе регистрации в системе обращений. При этом потребуется обязательное подтверждение факта регистрации по номеру мобильного телефона. Алгоритм регистрации описывается на сайте системы.

Объем указываемых заявителем сведений соответствует объему данных, которые должно содержать электронное обращение (ч. 1 п. 2 ст. 25 Закона N 300-З). Предполагается, что идентификация позволит избежать ситуаций с указанием недостоверных данных при подаче электронного обращения.

Процедура идентификации юридических лиц предусматривает использование только сертификата открытого ключа либо ID-карты, принадлежащей руководителю или лицу, уполномоченному подписывать обращения.

После входа в систему заявитель сможет подать электронное обращение. Его текст должен быть читаемым, на белорусском или русском языке, не содержать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений. Суть обращения нельзя излагать в виде ссылок на интернет-ресурсы (ч. 3 п. 2 ст. 25 Закона N 300-З).

Если электронное обращение подает представитель заявителя, нужно прикрепить подтверждающий полномочия документ в электронном виде (ч. 2 п. 2 ст. 25 Закона N 300-З).

Обратите внимание!
При несоблюдении обязательных требований электронное обращение оставят без рассмотрения (ч. 4 п. 2 ст. 25 Закона N 300-З).

Ряд полей обращения заполняется при помощи справочников путем выбора подходящих значений, что значительно упрощает процедуру.

Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются также через систему обращений. Исключение сделают, если заявитель в электронном обращении попросит направить письменный ответ (п. 3 ст. 25 Закона N 300-З). При этом в системе можно настроить дополнительные способы оповещения о результатах рассмотрения, например путем СМС или оповещения на электронную почту.

3. Кому направить электронное обращение

Электронное обращение адресуется госоргану или иной госорганизации, к компетенции которых относится решение изложенных вопросов (п. 2 ст. 10 Закона N 300-З).

Закрепленный Указом N 498 перечень госорганов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в конкретной сфере жизнедеятельности населения, позволяет заявителю определить, в какой орган следует обратиться.

Кроме того, действует территориальный принцип. В частности, если речь не идет об исключительной компетенции, первоначально обращения должны рассматриваться по существу в госорганах и иных организациях, обладающих такой компетенцией и расположенных в пределах административно-территориальной единицы, на территории которой возникли изложенные в обращении вопросы (ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа N 498).

Пример
Электронные обращения заявителей по вопросам разъяснения налогового законодательства, исчисления и внесения обязательных платежей в бюджет рассматривают первоначально инспекции МНС района, города, района в городе, где возникли вопросы. Вопросы о порядке приема средств платежа при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, об использовании кассового оборудования — в инспекциях МНС по областям и г. Минску (п. 23, 24 перечня).

Если электронное обращение адресовать непосредственно уполномоченному органу, его рассмотрят по существу, в противном случае перенаправят по компетенции либо оставят без рассмотрения и разъяснят, куда и в каком порядке обратиться (ч. 2 п. 2 Указа N 498, ч. 2 п. 4 ст. 15 Закона N 300-З).

В перечне указываются вышестоящие органы, что позволяет соблюсти иерархию при обращении, а также понять, куда обжаловать принятое по обращению решение.

Обратите внимание!
Система обращений не предназначена для обращений, требующих иного порядка подачи и рассмотрения (п. 1 ст. 2 Закона N 300-З). При помощи системы обращений нельзя подать жалобу на решение суда, налогового органа и т.д. Но в ряде случае подача таких обращений в электронной форме все же возможна. Например, жалобу на решение налогового органа можно направить через личный кабинет плательщика (п. 8 ст. 104 НК).

4. Что будет с ранее поданными электронными обращениями

Электронные обращения, поступившие в госорганы, иные организации (должностным лицам) до 02.01.2023, рассмотрят в порядке, действовавшем до вступления изменений в силу (ст. 2 Закона N 176-З). Поэтому регистрироваться в системе обращений, чтобы получить ответ, нет необходимости.

5. Как рассматривают электронные обращения негосударственные организации

По новой редакции Закона N 300-З обращения, направленные на электронную почту или размещенные в специальной рубрике, не являются электронными, на них действие Закона N 300-З не распространяется. Как следствие, негосударственные организации электронные обращения не получают и не рассматривают.

Примечание
Письменная форма подачи обращения не предполагает его направления через электронную почту, рубрику на сайте и т.д. Письменные обращения подаются:
— нарочным (курьером);
— посредством почтовой связи;
— в ходе личного приема;
— путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений (ч. 2 п. 1 ст. 10 Закона N 300-З).

Согласно прежней редакции Закона N 300-З негосударственные организации электронные обращения также не рассматривали. Однако в силу ч. 4 п. 1 ст. 25 Закона N 300-З рассмотрение такого обращения допускалось по решению руководителя негосударственной или вышестоящей организации, а определение электронного обращения и механизм его подачи (электронная почта, форма обратной связи на сайте) предполагали как минимум возможность получения такого обращения.

Полагаем, что внесенные в Закон N 300-З изменения не запрещают в отдельных случаях по решению руководителя организации рассматривать обращения, поступившие на адрес электронной почты, через форму обратной связи на сайте. Порядок их рассмотрения можно закрепить в отдельном локальном правовом акте.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex