В наше время автомобиль — уже не роскошь, а скорее необходимость. Именно поэтому многие люди идут учиться на права при первой же возможности. И в разных странах в этом деле есть как схожие моменты, так и отличия.

В Беларуси получить право управлять легковым автомобилем (далее — авто, автомобиль) можно с 18 лет. Для этого, как правило, нужно пройти обучение в автошколе. Оно длится не менее трех месяцев, а продолжительность практических занятий составляет не менее 50 часов. После успешного окончания обучения нужно сдать теоретический и практический экзамены в отделении ГАИ. Теоретический экзамен состоит из 10 вопросов, а практический экзамен включает две части: выполнение элементов вождения на автодроме и вождение в городе <*>.

Очень похожа система получения водительского удостоверения и в России. Там также права можно получить с 18 лет. Для этого обычно проходят обучение в автошколе, примерно такое же по длительности, как в нашей стране, а затем сдают экзамен в Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

В Польше для получения прав также нужно отучиться в автошколе. Однако курс обучения гораздо короче. Он составляет 30 часов теории и 30 часов практики. После успешного окончания автошколы необходимо сдать государственный экзамен, который состоит из теории и практики. Практическая часть отличается от нашей тем, что включает выполнение нескольких заданий по проверке готовности автомобиля к движению. Например, проверить уровень какой-либо жидкости, работу фар.

Интересная система получения водительского удостоверения установлена в Великобритании. Для начала нужно отправить заявку на временные права (provisional driving license), которые позволяют проходить обучение и сдавать экзамены. Получить временные права на легковое авто можно с 17 лет. Их наличие также дает возможность водить автомобиль, но при условии, что рядом с вами находится опытный водитель и на машине размещен знак «L» (learner).

Следующий этап в получении прав — теоретический тест. Он состоит из двух частей. Первая часть «классическая» — здесь нужно ответить на вопросы. Вторая часть проверяет вашу способность реагировать на потенциально опасные ситуации на дороге. Вам демонстрируют видеоролики, которые снимаются глазами водителя, и проверяют реакцию на различные угрозы на дороге. Как правило, к этому тесту готовятся самостоятельно.

Заключительный этап — практический экзамен. Готовиться к нему можно как с сертифицированным инструктором, так и с родственником или другом. При этом нет требований к количеству уроков по вождению. Практический экзамен начинается с проверки знания автомобиля. Например, просят включить кондиционер, спрашивают, как проверить уровень масла. Далее экзаменуют навыки управления автомобилем на дорогах общего пользования. После успешного прохождения экзамена можно сразу садиться за руль.

Достаточно строгие правила сдачи экзамена на права предусмотрены в Германии. Так, теоретическая часть экзамена — тест на знание ПДД и на адекватную реакцию на дороге. Если не сдал его с первого раза, кандидат посещает еще два занятия в автошколе и через неделю проходит тестирование повторно. Сдавать теорию разрешают три раза — если не получилось, придется ждать три месяца. Если после перерыва опять не получилось сдать три раза — придется пройти медико-психологическое обследование на пригодность к вождению авто. Если результат положительный, дают еще две попытки сдать теорию. Если нет — о правах можно забыть.

К практической части экзамена также есть особые требования. В частности, он включает поездку по городу, по автобану и ночную поездку.

Однако одна из самых сложных систем получения прав — в Австралии. Для получения полноценного водительского удостоверения ученику потребуется не менее четырех лет. За это время он должен четырежды пройти экзамен: два раза сдать теоретическую часть и два раза — практику вождения.

Так, в Австралии существуют четыре уровня водительских удостоверений:

— права ученика «L»,

— «зеленые» права первого уровня «P1»,

— «красные» права второго уровня «P2»,

— полноценные права.

Права «L» получают после успешного прохождения теоретического теста по ПДД. Получить их можно с 16 лет. Водить с такими правами можно, если в автомобиле присутствуют учитель, родитель или друг (далее — инструктор), имеющие полноценные водительские права.

Следующий уровень прав можно получить лишь по достижении 17 лет, и не раньше, чем через год после получения ученических прав. При этом за время владения правами ученика необходимо накатать не менее 120 полных часов по различным дорогам и в разных погодных условиях. Все это фиксируется в специальном дневнике, который находится в ведении инструктора. Для получения прав первого уровня «P1» сдается практический экзамен. После успешной сдачи уже можно ездить самостоятельно, но для водителя действует ряд ограничений. Например, скорость езды ограничена 90 км/ч, нельзя во время вождения пользоваться мобильным телефоном и навигатором, в автомобиле может ехать лишь один пассажир и ему должно быть больше 21 года.

После года примерного вождения с правами «P1» и успешной сдачи второго теоретического экзамена водителю выдают права «P2» (ограничений для водителя становится гораздо меньше). Два года безупречного вождения с правами «P2» — и вы можете сдать второй практический экзамен, чтобы получить полноценное удостоверение водителя легкового транспортного средства.

Но есть страны, в которых получение водительских прав — очень простая и быстрая процедура. Например, в Южной Корее достаточно пройти лишь 13 часов занятий, из которых только 6 — вождение по дорогам, и можно сдавать экзамен. Он традиционно состоит из письменного теста, вождения на специальной площадке и в городе.

В Мексике до 2016 года для получения водительского удостоверения достаточно было внести плату за него. Как следствие, Мехико стал одним из самых аварийных городов мира. Для исправления этой ситуации в 2016 году были введены формальные экзамены. Несложный письменный тест и проверка элементарных навыков обращения с авто — вот и все, что требуется от кандидата.