Снижение размера штрафов, сокращение случаев применения конфискаций, расширение перечня смягчающих обстоятельств – эти и другие поправки предусматривает Закон о внесении изменений в КоАП и ПиКоАП (далее – Закон). Новшества действуют с 31.01.2018.

 1. Вводится условие привлечения к административной ответственности – причинение вреда. Юридические лица и ИП будут отвечать за нарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, за налоговые и таможенные нарушения, когда <*>:

— причинили или могли причинить вред жизни или здоровью граждан;

— имущественный вред составил свыше 40 базовых величин (сегодня это 980 руб.). Размер базовой будет определяться на день совершения правонарушения. Если такой день установить невозможно — то на день обнаружения <*>;

— стоимость предмета правонарушения (или сумма сделки, хозяйственной операции, совершенных с нарушением законодательства; сумма дохода, подлежащего конфискации) превысила 40 базовых величин.

В иных ситуациях к ответственности смогут привлечь только виновного работника организации. Есть и исключения, когда организация будет отвечать независимо от вышеперечисленных условий. Например, по ст. 11.43 КоАП (нарушение порядка проведения внешнеторговых операций) <*>.

При отсутствии перечисленных условий ИП будут грозить наказания не выше чем предусмотрены для физического лица <*>.

2. Снижаются размеры штрафов по многим составам правонарушений. Например, штраф для юридического лица за превышение срока внешнеторговой операции <*> составит не 2, а 0,5 % от ее суммы.

3. Увеличилось количество правонарушений, по которым предусматриваются предупреждения. Например, предупреждение вынесут за такое формальное нарушение, как просрочка представления налоговой декларации до 3 рабочих дней <*>.

4. Во многих в санкциях статей штраф заменяет конфискацию. Его размер составит от 10 до 50 % от стоимости предмета правонарушения. К примеру, за движение товаров без документов <*> юридическое лицо (ИП) оштрафуют в размере до 50 % от стоимости товаров (суммы выручки). Раньше такое нарушение могло повлечь конфискацию.

5. Предусматривается возможность частичной конфискации дохода за незаконную предпринимательскую деятельность <*>. Размер конфискации будет варьироваться до 100 %.

6. Расширяется перечень обстоятельств, при которых деяние не считается административным правонарушением. Так, не будет правонарушением невнесение или несвоевременное внесение юридическим лицом (ИП) таможенного платежа, если он не превышает 1 % от уплаченных сумм за каждый календарный год. При этом вред государству надо возместить в течение 3 рабочих дней после подписания акта проверки. Это правило распространяется и на нарушения должностного лица организации <*>.

7. Увеличивается число обстоятельств, смягчающих ответственность <*>. При назначении наказания могут учесть 3 новых обстоятельства <*>:

— добровольное прекращение противоправного поведения;

— добровольное сообщение о нарушении в орган, ведущий административный процесс;

— содействие в установлении необходимых обстоятельств.

8. Организации (ИП) получили право на отсрочку (рассрочку) исполнения взыскания стоимости предмета правонарушения, его орудий и средств <*>. Отсрочка или рассрочка возможна как по инициативе органа, наложившего взыскание, так и по просьбе виновного лица. Раньше она предусматривалась только для штрафа или конфискации дохода (выручки). Хотя на практике суды иногда предоставляли отсрочку, рассрочку при взыскании стоимости предмета правонарушения, его орудий и средств <*>.

Обратите внимание!
Закон имеет обратную силу, поскольку смягчает ответственность и улучшает положение организаций (ИП) и физлиц. Он распространяется и на правонарушения, совершенные до 31.01.2018, по которым не исполнено постановление о наложении взыскания <*>.

Закон Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»