Постановлением от 24.01.2023 N 56 «О реализации Закона Республики Беларусь от 3 января 2023 г. N 239-З «О вопросах передачи под временное внешнее управление» (далее — постановление N 56) определен порядок передачи коммерческих организаций с иностранным участием под временное внешнее управление, а также порядок выплаты вознаграждения управляющему. Постановление N 56 вступит в силу с 28.01.2023 и будет действовать по 31.12.2025.
1. Порядок передачи коммерческих организаций под временное внешнее управление
Постановлением N 56 Совмин утвердил Положение о порядке передачи коммерческих организаций под временное внешнее управление (далее — Положение о внешнем управлении). Им определен порядок передачи под временное внешнее управление белорусских юрлиц — коммерческих организаций, собственниками имущества (участниками (акционерами)) которых являются лица из иностранных государств (далее — коммерческие организации, юрлица) (абз. 2 п. 1 постановления N 56, п. 1 Положения о внешнем управлении).
1.1. Установлена обязанность формировать реестры коммерческих организаций и анализировать их деятельность
Облисполкомы и Мингорисполком будут формировать реестры коммерческих организаций, зарегистрированных на их территории, и обеспечивать анализ деятельности таких организаций, чтобы выявить наличие оснований для передачи под временное внешнее управление. Коммерческие организации будут включать в реестры исходя из значимости юрлица для региона (населенного пункта), масштабов производства (выполнения работ, оказания услуг), влияния на рынок труда, наполнения бюджета. Облисполкомы и Мингорисполком могут устанавливать и иные критерии для включения юрлиц в указанный реестр (п. 2 Положения о внешнем управлении).
Обратите внимание!
Если есть основания, временное внешнее управление в отношении коммерческой организации смогут ввести независимо от того, включена она в реестр или нет (п. 4 Положения о внешнем управлении).
1.2. Определены случаи передачи коммерческих организаций под временное внешнее управление
В дополнение к случаям, закрепленным в Законе о внешнем управлении, установлено, что коммерческая организация может быть передана под временное внешнее управление, если собственник имущества коммерческой организации (п. 3 Положения о внешнем управлении, ч. 2 ст. 1 Закона о внешнем управлении):
1) фактически прекратил участвовать в управлении ее деятельностью;
2) осуществляет экономически необоснованные действия, которые могут привести к фактическому прекращению деятельности, ликвидации и (или) банкротству коммерческой организации, причинению ей ущерба.
Напомним, что Законом о внешнем управлении в качестве оснований передачи юрлица под временное внешнее управление закреплены аналогичные действия органов управления (исполнительного и (или) иных) коммерческой организации (ч. 2 ст. 1 Закона о внешнем управлении).
В постановлении N 56, как и в Законе о внешнем управлении, не определено, что понимается под фактическим прекращением управления и какие экономически необоснованные действия могут привести к фактическому прекращению деятельности, ликвидации и (или) банкротству, причинению ущерба коммерческой организации.
1.3. Закреплены порядок принятия и содержание решений о временном внешнем управлении
Напомним, что рассматриваемые решения принимают облисполкомы и Мингорисполком (ч. 1 ст. 1 Закона о внешнем управлении). До принятия решения о передаче коммерческой организации под временное внешнее управление, а также о его досрочном прекращении облисполком, Мингорисполком должен будет информировать об этом Совмин и ждать результатов рассмотрения последним такой информации.
Решение о временном внешнем управлении должно содержать (п. 6 Положения о внешнем управлении):
1) полное наименование, УНП и местонахождение коммерческой организации, передаваемой под временное внешнее управление;
2) основание передачи под временное внешнее управление;
3) срок, на который оно устанавливается. Напомним, что он не должен превышать 18 месяцев со дня принятия решения о временном внешнем управлении (ч. 4 ст. 1 Закона о внешнем управлении). Временное внешнее управление прекращается по истечении указанного срока. Также оно может быть прекращено досрочно по решению облисполкома, Мингорисполкома (п. 9 Положения о внешнем управлении);
4) сведения об управляющем или срок определения управляющего;
5) полномочия каких органов управления юрлица, какие именно полномочия (их объем) передаются управляющему. Напомним, что управляющему нельзя передать полномочия принимать решения о реорганизации или ликвидации юрлица;
6) должностное лицо, которое будет подписывать от имени облисполкома, Мингорисполкома договор с управляющим;
7) периодичность представления управляющим отчетности о результатах его деятельности;
8) иные условия временного внешнего управления с учетом требований законодательства. Например, указание, что на период временного внешнего управления работники определенного органа(-ов) управления юрлица не отстраняются от работы (ч. 12 ст. 2 Закона о внешнем управлении).
1.4. Уточнены требования к управляющему-физлицу
В постановлении N 56, как и в Законе о внешнем управлении, под управляющим понимается лицо, которое осуществляет временное внешнее управление (абз. 5 п. 6 Положения о внешнем управлении, ч. 1 ст. 2 Закона о внешнем управлении).
Управляющий не должен иметь судимости и состоять на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Эти требования применяются в дополнение к требованиям о наличии высшего преимущественно экономического или юридического образования и необходимого опыта хозяйственной (предпринимательской) деятельности (п. 7 Положения о внешнем управлении, ч. 1 ст. 2 Закона о внешнем управлении).
Обратите внимание!
Руководитель управляющего-юрлица также должен соответствовать всем указанным требованиям (ч. 2 ст. 2 Закона о внешнем управлении).
2. Порядок выплаты вознаграждения управляющему
Он установлен Положением о порядке выплаты вознаграждения управляющему (далее — Положение о вознаграждении управляющему). Им предусмотрены порядок определения размера такого вознаграждения и периодичность его выплаты (абз. 3 п. 1 постановления N 56, п. 1 Положения о вознаграждении управляющему).
Вознаграждение управляющему будет выплачиваться ежемесячно за счет имущества юрлица, переданного под временное внешнее управление (п. 2 Положения о вознаграждении управляющему).
Размер вознаграждения управляющему будет определяться следующим образом. Размер номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь по республике за месяц, предшествующий месяцу, в котором производится начисление вознаграждения, будет умножаться на корректирующий коэффициент. Будут применяться коэффициенты от 1 до 4 включительно (п. 3, ч. 1 п. 4 Положения о вознаграждении управляющему).
Справочно
Информацию о величине средней заработной платы работников в республике см.: Справочная информация/ Расчетные индикаторы / Средняя заработная плата.
Конкретные корректирующие коэффициенты будут определять облисполком, Мингорисполком. Коэффициенты будут зависеть от значимости и масштабов производства (выполнения работ, оказания услуг), численности работников коммерческой организации, а также периода, на который она передается под временное внешнее управление. Коэффициент, установленный при заключении договора с управляющим, не является неизменным. Он может быть пересмотрен в период осуществления временного внешнего управления в зависимости от результатов деятельности управляющего (ч. 2, 3 п. 4 Положения о вознаграждении управляющему).
Конкретный размер и порядок выплаты вознаграждения будут устанавливаться в договоре, заключенном облисполкомом, Мингорисполкомом с управляющим (п. 5 Положения о вознаграждении управляющему). Примерную форму такого договора установит Минэкономики (п. 8 Положения о внешнем управлении).
Обратите внимание!
Минэкономики уполномочено разъяснять положения постановления N 56 (п. 2).