Субъекты хозяйствования, которые осуществляют оборот товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, будут обязаны использовать ТН (ТТН) в виде электронных документов, если средство идентификации нанесено непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (п. 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации).

Кроме того, электронные накладные нужно использовать при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (абз. 2 ч.  1 п. 14 Положения о системе прослеживаемости).

Для организаций и ИП, осуществляющих розничную торговлю, это, в частности, означает, что поступать от поставщиков такие товары будут по электронным накладным. Соответственно, рознице нужно будет внедрить использование таких документов в свою деятельность.

МНС предложило два алгоритма:

1) для предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию молочной продукции;

2) для предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию товаров, подлежащих маркировке и (или) прослеживаемости (за исключением молочной продукции).

Напомним, что такая молочная продукция, как сыры и мороженное, включены в перечень продукции, подлежащей маркировке средствами идентификации, уже с 08.07.2021 п. 6 и 8 приложения 2 к Постановлению N 1030).

Первый алгоритм вкратце выглядит так:

1. Проанализировать ассортимент реализуемой молочной продукции на предмет:

— сроков введения обязательной маркировки средствами идентификации;

— перечня поставщиков такой продукции.

2. Опросить поставщиков реализуемой молочной продукции на предмет планируемого ими способа нанесения средства идентификации на товары: с использованием или без использования полиграфически защищенных материальных носителей или знаков защиты.

При этом обращается внимание, что поставщики молочной продукции, произведенной (поставляемой) в (из) России, обязаны использовать только электронные накладные.

3. Получить GLN, присваиваемый системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси.

4. Получить ЭЦП для лица/лиц, осуществляющих приемку товаров и подписание накладных, если ЭЦП для таких лиц отсутствуют.

5. Определить EDI-провайдера, с использованием услуг которого будет осуществляться электронный документооборот в части электронных накладных, и заключить с ним договор.

6. Подготовить рабочее место и наладить информационное взаимодействие между учетной системой, применяемой предприятием, с информационной системой электронного документооборота EDI-провайдера (при необходимости).

Второй алгоритм выглядит схожим образом.