Последствия принятия НПА будут прогнозироваться: кем и как?

Правительство  определило, что госорган, инициирующий либо отвечающий за подготовку проекта НПА, отвечает и за прогнозирование последствий принятия (издания) этого НПА (далее – ответственный орган).

С 01.02.2019 необходимо, в частности, прогнозировать следующие последствия <*>:

финансово-экономические (для оценки влияния НПА на бюджет, доходы и расходы граждан и юрлиц);

— регулирующие воздействие проекта НПА на условия ведения бизнеса (для выявления положений, устанавливающих избыточные обязанности, запреты и ограничения, необоснованные расходы для юрлиц и ИП);

социальные (для оценки влияния на правовой статус, уровень доходов и качество жизни граждан, процесс их взаимодействия с госорганами);

экологические (для выявления положений, реализация которых может оказать вредное воздействие на окружающую среду и (или) связана с нерациональным использованием природных ресурсов).

Прогнозирование конкретного последствия  зависит от того, какую сферу общественных отношений регулирует проект НПА <*>. Так, прогнозирование социальных последствий требуется в отношении проекта НПА, предусматривающего наделение граждан новыми правами (социальными льготами и гарантиями), введение или усиление ответственности граждан, изменение иных обстоятельств, определяющих их правовой статус, и т.п. <*>.

Для реализации задач по прогнозированию ответственный орган может <*>:

привлекать представителей иных госорганов в соответствии с их компетенцией, общественных объединений (их союзов, ассоциаций), защищающих интересы юрлиц и ИП в соответствующих сферах, а также экспертов и специалистов, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, иных заинтересованных лиц;

размещать на своем официальном сайте или Национальном правовом Интернет-портале уведомление об инициировании подготовки или подготовке проекта НПА. Поступившие предложения и замечания ответственный орган рассматривает и учитывает либо обоснованно не учитывает <*>.

Для прогнозирования последствий принятия НПА могут проводиться публичные обсуждения, создаваться рабочие группы (в том числе межведомственные),  изучаться предложения по совершенствованию законодательства госорганов, иных организаций (в том числе научных, общественных объединений) и граждан, анализироваться информация, содержащаяся в СМИ, обзорах практики применения законодательства,  происходить обмен информацией между заинтересованными госорганами и иными организациями или могут использоваться другие способы получения объективной всесторонней информации <*>.

Результаты прогнозирования включаются в обоснование необходимости принятия (издания) НПА и финансово-экономическое обоснование к проекту НПА по установленной форме <*>. Обоснованность выводов, сформулированных в указанных документах, оценивается при согласовании проекта НПА компетентными отраслевыми министерствами и госорганами <*>.

По результатам прогнозирования последствий принятия НПА ответственный орган принимает одно из следующих решений <*>:

— о целесообразности принятия (издания) НПА;

— нецелесообразности принятия (издания) НПА в связи с отсутствием необходимости правового регулирования общественных отношений определенной сферы;

— внесении необходимых изменений в проект НПА, действующие НПА, которые позволят обеспечить более полное и эффективное правовое регулирование общественных отношений определенной сферы;

— принятии иных мер, необходимых для устранения факторов, которые предположительно будут оказывать негативное влияние на применение положений НПА.