Последствия принятия НПА будут прогнозироваться: кем и как?
Правительство определило, что госорган, инициирующий либо отвечающий за подготовку проекта НПА, отвечает и за прогнозирование последствий принятия (издания) этого НПА (далее – ответственный орган).
С 01.02.2019 необходимо, в частности, прогнозировать следующие последствия <*>:
— финансово-экономические (для оценки влияния НПА на бюджет, доходы и расходы граждан и юрлиц);
— регулирующие воздействие проекта НПА на условия ведения бизнеса (для выявления положений, устанавливающих избыточные обязанности, запреты и ограничения, необоснованные расходы для юрлиц и ИП);
— социальные (для оценки влияния на правовой статус, уровень доходов и качество жизни граждан, процесс их взаимодействия с госорганами);
— экологические (для выявления положений, реализация которых может оказать вредное воздействие на окружающую среду и (или) связана с нерациональным использованием природных ресурсов).
Прогнозирование конкретного последствия зависит от того, какую сферу общественных отношений регулирует проект НПА <*>. Так, прогнозирование социальных последствий требуется в отношении проекта НПА, предусматривающего наделение граждан новыми правами (социальными льготами и гарантиями), введение или усиление ответственности граждан, изменение иных обстоятельств, определяющих их правовой статус, и т.п. <*>.
Для реализации задач по прогнозированию ответственный орган может <*>:
— привлекать представителей иных госорганов в соответствии с их компетенцией, общественных объединений (их союзов, ассоциаций), защищающих интересы юрлиц и ИП в соответствующих сферах, а также экспертов и специалистов, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, иных заинтересованных лиц;
— размещать на своем официальном сайте или Национальном правовом Интернет-портале уведомление об инициировании подготовки или подготовке проекта НПА. Поступившие предложения и замечания ответственный орган рассматривает и учитывает либо обоснованно не учитывает <*>.
Для прогнозирования последствий принятия НПА могут проводиться публичные обсуждения, создаваться рабочие группы (в том числе межведомственные), изучаться предложения по совершенствованию законодательства госорганов, иных организаций (в том числе научных, общественных объединений) и граждан, анализироваться информация, содержащаяся в СМИ, обзорах практики применения законодательства, происходить обмен информацией между заинтересованными госорганами и иными организациями или могут использоваться другие способы получения объективной всесторонней информации <*>.
Результаты прогнозирования включаются в обоснование необходимости принятия (издания) НПА и финансово-экономическое обоснование к проекту НПА по установленной форме <*>. Обоснованность выводов, сформулированных в указанных документах, оценивается при согласовании проекта НПА компетентными отраслевыми министерствами и госорганами <*>.
По результатам прогнозирования последствий принятия НПА ответственный орган принимает одно из следующих решений <*>:
— о целесообразности принятия (издания) НПА;
— нецелесообразности принятия (издания) НПА в связи с отсутствием необходимости правового регулирования общественных отношений определенной сферы;
— внесении необходимых изменений в проект НПА, действующие НПА, которые позволят обеспечить более полное и эффективное правовое регулирование общественных отношений определенной сферы;
— принятии иных мер, необходимых для устранения факторов, которые предположительно будут оказывать негативное влияние на применение положений НПА.