В феврале две белорусские компании, «ЧопперПлюс» и «А-Лизинг», разместили «зеленые» токены для финансирования проектов в области электротранспорта. Это вписывается в глобальный тренд по внедрению в бизнес экологических, социальных и корпоративных стандартов (Environmental, Social and Corporate Governance – ESG). Эксперты считают, что для развития «зеленого» финансирования нужны стимулирующие меры для банков. В Нацбанке выступают за осторожный подход в этом вопросе.

Белорусский бизнес, который соблюдает принципы ESG, рассчитывает в первую очередь на привлечение «зеленого» финансирования. Эти ресурсы обходятся, как правило, дешевле, чем обычные кредиты.

Банки в ESG-повестке рассматриваются как поставщики кредитных ресурсов для финансирования «зеленых» проектов. В качестве стимулирующего фактора, способствующего развитию «зеленого» финансирования, предлагается снизить пруденциальные требования к расчету банками кредитного риска.

Представители Нацбанка Елена Машнина и Леонид Германович пишут в «Банковском вестнике», что внедрение ESG-повестки в банковском секторе должно осуществляться на основании принципа осмотрительности с учетом интересов вкладчиков и кредиторов банков, вовлекаемых в финансирование «зеленых» проектов.

По их словам, в ряде случаев кредитный риск по «зеленым» проектам представляется более низким, чем по «коричневым» (неэкологичным). Например, сокращение спроса на продукцию «коричневых» производств со стороны общества как ответственного потребителя, придерживающегося покупки экологичной продукции, приводит к снижению денежных потоков «коричневых» должников (увеличение кредитного риска) и росту денежных потоков «зеленых» должников (снижение кредитного риска). В то же время по «зеленым» проектам может наблюдаться повышенный кредитный риск за счет, в частности, более высокой стоимости и (или) длительного срока их окупаемости по сравнению с «коричневыми» проектами.

Регулятору также представляется маловероятным, что при отсутствии активного массового рынка «зеленых» проектов можно получить надежные данные о степени кредитного риска того или иного вида «зеленого» финансирования. Без понимания спроса общества на результаты (конечную продукцию) «зеленых» проектов сложно обосновать изменение пруденциальных требований.

В международной практике также отмечаются в целом осторожные подходы к стимулированию «зеленого» финансирования путем искусственного снижения требований к оценке величины кредитного риска по «зеленым» проектам.

Центробанк России в качестве одной из угроз послаблений пруденциальных требований в отношении ESG-повестки относит greenwashing (маскировку обычного или даже «коричневого» проекта под «зеленый»). Кроме того, по мнению российского регулятора, чрезмерное стимулирование вложений в «зеленые» проекты, приводящее к формированию «пузырей» на рынке «зеленого» финансирования и росту долговой нагрузки заемщиков, может обернуться накоплением проблемных активов на балансе банков и создать риски для устойчивости финансовой системы.

В рамках ESG-повестки отдельное внимание уделяется такому риску, как климатический. Например, природные катаклизмы (глобальное потепление, землетрясения, наводнения, заморозки, засухи, исчезновение популяций пчел и т.д.) часто негативно сказываются на будущих денежных потоках клиентов банка. Вне зависимости от вида финансирования («зеленого», «коричневого» или иного) реализация климатических рисков приводит в первую очередь к увеличению, а не снижению кредитного риска клиентов (контрагентов) банка. В этой связи регуляторы различных стран (Англия, Евросоюз) в отношении климатического риска изучают возможности не ослабления, а ужесточения пруденциальных требований.

Андрей Усачев, исполнительный директор агентства BIK Ratings, которое присваивает и ESG-рейтинги, сказал ilex.by, что не ждал больших стимулирующих действий от Нацбанка.

Позиция регулятора сейчас такая, что ESG-проекты следует развивать эволюционным путем, – говорит эксперт. – Сложно не согласится с тем, что «зеленые» проекты надо оценивать с точки зрения кредитоспособности наравне с остальными проектами, объективно анализировать кредитные риски, возможность заемщиков рассчитываться по обязательствам. Неправильно предоставлять преференции банкам, которые распоряжаются привлеченными ресурсами, деньгами вкладчиков и субъектов хозяйствования, только из-за того, что какие-то проекты «зеленые». Вместе с тем Нацбанк допускает снижение пруденциальных требований в отношении оценки рисков «зеленого» финансирования после законодательного закрепления инициатив, обеспечивающих снижение рисков «зеленого» финансирования. То есть если, например, со стороны правительства будет обеспечена господдержка «зеленых» проектов (налоговые льготы, снижение таможенных пошлин и т. д.), то тогда можно рассматривать послабления в банковском регулировании. Проекты будут считаться более эффективными, компании, их реализующие, будут обладать лучшей кредитоспособностью, и банки, с учетом смягчения требований к формированию резервов и снижения нагрузки на капитал по таким активам, смогут кредитовать их по сниженным ставкам.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/