С 06.06.2019 обновлено Положение о представителях государства в органах управления хозобществ с государственным участием (далее — представители государства и Положение о представителях государства) <*>. Нововведения затронули, в частности, вопросы назначения и отзыва представителей государства, осуществления ими полномочий и привлечения их к ответственности.

Назначение представителя государства и прекращение его полномочий

Конкретизирован круг лиц, из числа которых назначается представитель государства. Так, им может быть <*>:

— работник (даже если он госслужащий) органа, осуществляющего владельческий надзор. При этом полномочия представителя государства выполняются на основании трудового договора (контракта) по основному месту работы;

— иной гражданин Республики Беларусь. Под иным гражданином подразумевается в том числе и госслужащий, не являющийся работником данного органа (в предыдущей редакции Положения о представителях государства такая оговорка отсутствовала). В этом случае основанием для исполнения полномочий представителя государства по общему правилу служит гражданско-правовой договор с органом, осуществляющим владельческий надзор. До 06.06.2019 с одним гражданином, как правило, допускалось заключать договоры на выполнение полномочий представителя государства не более чем в двух хозобществах. Теперь — не более чем в трех и только <*>.

При этом требования, которым должен соответствовать работник (иной гражданин), назначаемый представителем государства, ужесточены. С 06.06.2019 повышен необходимый стаж работы — не менее пяти лет <*>. Ранее было достаточно трех. Требование о прохождении специальной подготовки и получении аттестата на право быть назначенным представителем государства осталось неизменным. Однако теперь представитель государства, входящий в состав совета директоров (наблюдательного совета), обязан повышать свою квалификацию. Периодичность — не реже одного раза в пять лет. Точка отсчета — день аттестации на право быть назначенным представителем государства <*>.

На заметку
Хозобщество, в которое назначен представитель государства, вправе взять расходы на повышение его квалификации на себя <*>.

С 06.06.2019 орган, осуществляющий владельческий надзор, обязан сообщать о прекращении полномочий представителя государства <*>:

— хозобществу, в которое он назначен. Исключение — случай прекращения полномочий в связи с ликвидацией этого хозобщества;

— Госкомитету по имуществу (если представитель государства назначен в хозобщество, акции (доли в уставном фонде) которого принадлежат Республике Беларусь).

Общий срок для информирования — в течение трех рабочих дней с даты наступления оснований для прекращения полномочий представителя государства. В предыдущей редакции Положения о представителях государства данный вопрос урегулирован не был.

Непосредственно сам перечень случаев прекращения полномочий представителя государства остался прежним. Однако скорректированы положения об отзыве как одном из таких случаев: вдвое сокращен перечень ситуаций, при которых представитель государства обязательно будет отозван из органов управления хозобщества <*>.

Подчеркнуто, что новые положения о порядке назначения (прекращения полномочий) представителей государства не распространяются на тех из них, кто назначается Президентом.

Права, обязанности и ответственность представителя государства

С 06.06.2019 круг обязанностей представителя государства уточнен и расширен. Представитель государства должен, в частности:

— представлять отчет о своей работе исключительно по форме и в сроки, определенные законодательством <*>;

— подавать информацию (если требуется) о перечислении в бюджет дивидендов (части прибыли), приходящихся на принадлежащие государству акции (долю в уставном фонде) хозобщества, только в письменной форме <*>;

— обеспечивать рассмотрение на заседаниях органов управления хозобщества и принятие ими решений по реализации поручений Правительства, оформленных протоколами Совмина и (или) его Президиума, а также сообщать о результатах реализации таких поручений <*>. В предыдущей редакции Положения о представителях государства данная обязанность установлена не была.

В части прав представителя государства конкретизировано право на получение информации от органов управления хозобщества. Помимо любой информации о деятельности хозобщества, данных о конъюнктуре рынка выпускаемой продукции (выполняемых работах, оказываемых услугах), потребляемом сырье (работах, услугах), представитель государства вправе получать также и другие документы. При этом уточнено, что под другими документами следует понимать лишь документы, необходимые для принятия решений по вопросам, рассматриваемым органами управления хозобщества, в состав которых входит представитель государства <*>.

Также скорректировано право представителя государства на участие в обсуждении вопросов, рассматриваемых исполнительными органами хозобщества <*>. Ранее Положение о представителях государства содержало упоминание о руководителе хозобщества, а не об исполнительных органах. На практике это формально ограничивало право представителя государства на участие в обсуждении вопросов, например, коллегиального исполнительного органа — дирекции.

Уточнено, что если хозобщество находится в процессе ликвидации, а представитель государства входит в состав ликвидационной комиссии, то его полномочия на этот период приостанавливаются. Исключение — участие в общих собраниях участников хозобщества <*>. Ранее данное положение отсутствовало. Фактически это означало, что в такой ситуации представитель государства одновременно осуществлял полномочия и представителя государства, и члена ликвидационной комиссии.

Кроме того, с 06.06.2019 в некоторых случаях ограничивается право представителя государства на участие в работе органов управления хозобщества. А именно на участие в голосовании по вопросам, рассматриваемым этими органами. Это относится только к тем ситуациям, когда представитель государства не согласовал свою позицию по данным вопросам в установленном порядке <*>.

Также дополнены положения об ответственности представителя государства, среди прочего:

— введена ответственность за последствия решений, принятых с нарушением установленного порядка их согласования и повлекших причинение ущерба хозобществу <*>;

— закреплено, что если представитель государства действует на основании гражданско-правового договора, то ответственность такого представителя должна быть предусмотрена этим договором <*>;

— уточнено, что представитель государства, действующий на основании трудового договора (контракта), в определенных случаях может быть привлечен не только к дисциплинарной, но и иной предусмотренной законодательством ответственности <*>. В предыдущем Положении о представителях государства в отношении таких случаев упоминалась исключительно дисциплинарная ответственность.