Наталия Карлова

специалист в области промышленной безопасности, охраны труда


ООО «ЮрСпектр» 02.09.2022 провело аудиториум ilex на тему: «Нанимателю: пожарная безопасность — 2022». В рамках мероприятия Н.В.Карлова рассказала, какие трудности в сфере пожарной безопасности возникают у субъектов на практике, какие новые требования нужно учитывать в деятельности, а также ответила на вопросы участников.

1. Обзор НПА и ТНПА, образующих систему противопожарного нормирования и стандартизации, и основных нормативных предписаний постановления от 21.12.2021 N 82

Вопрос 1: Какие НПА и ТНПА образуют систему противопожарного нормирования и стандартизации?

Ответ: Систему противопожарного нормирования и стандартизации образуют требования по обеспечению пожарной безопасности, содержащиеся в НПА (их структурных элементах), в том числе обязательных для соблюдения ТНПА (их структурных элементах), и международных актах (их структурных элементах) (ч. 1 ст. 8 Закона о пожарной безопасности).

Соответствующие акты указаны в перечне N 516. В их числе:

— Закон о пожарной безопасности,

— общие требования пожарной безопасности,

постановление N 82.

Примечание
Органы государственного пожарного надзора осуществляют надзор за соблюдением только актов, содержащих требования по обеспечению пожарной безопасности, которые образуют систему противопожарного нормирования и стандартизации и установлены в перечне N 516.

Вопрос 2: Какие новые требования предъявляются к порядку оформления наряда-допуска? Изменилась ли форма этого документа?

Ответ: Новые требования содержатся в Инструкции о наряде-допуске N 82.

В частности, записи в наряде-допуске должны быть четкими и аккуратными. Заполнять этот документ карандашом, вносить исправления в текст и ставить подписи через копировальную бумагу не допускается (п. 2 Инструкции о наряде-допуске N 82).

При проведении огневых работ сторонней (подрядной) организацией (абз. 5, 6 п. 4, п. 7 Инструкции о наряде-допуске N 82):

— ответственного за их подготовку назначает руководитель организации заказчика, а ответственного за проведение — руководитель данной организации;

— наряд-допуск выдает руководитель организации заказчика или уполномоченное на то лицо.

Некоторые требования ранее действовавшего порядка уточнены и дополнены.

Так, наряд-допуск выдают на одну рабочую смену. Если огневые работы не закончены в течение одной смены, наряд-допуск при неизменных условиях производства работ, им предусмотренных, продлевают лица, ответственные за подготовку и проведение огневых работ, на каждую последующую смену, о чем делается запись в п. 13 наряда-допуска. Если меняется состав бригады исполнителей огневых работ, информацию о новом составе и проведении с ним целевого противопожарного инструктажа отражают в п. 14 наряда-допуска (п. 8 Инструкции о наряде-допуске N 82).

В форму наряда-допуска (приложение к Инструкции о наряде-допуске N 82) внесены редакционные правки. И с 02.07.2022 применять нужно именно обновленный вариант.

Вопрос 3: Изменилась ли форма плана эвакуации? Следует ли актуализировать имеющиеся планы эвакуации?

Ответ: Форма плана эвакуации установлена в приложении 2 к постановлению N 82.

Планы эвакуации для каждого этажа здания, сооружения разрабатываются при единовременном нахождении на этаже более 10 человек, утверждаются руководителем субъекта хозяйствования по форме, определяемой МЧС, и размещаются на видном месте (п. 45 общих требований пожарной безопасности).

Примечание
Планы эвакуации разрабатываются заказчиком до ввода здания (сооружения) в эксплуатацию и включаются в приложение к эксплуатационно-техническому паспорту здания (сооружения) (подп. 13.1 п. 13 приложения к эксплуатационно-техническому паспорту, форма которого содержится в приложении Г к ТКП 45-1.02-295-2014).

Текстовая часть формы плана эвакуации несколько скорректирована.

В гриф утверждения и реквизиты лица, составившего план эвакуации, тоже внесены незначительные изменения.

Планы эвакуации, утверждаемые после 02.07.2022, должны разрабатываться в соответствии с требованиями постановления N 82. Имеющиеся планы эвакуации (их текстовую часть) следовало проактуализировать на предмет соответствия требованиям постановления N 82 до 02.07.2022.

МЧС рекомендует:

— разрабатывать планы эвакуации размером не менее 297 на 420 мм, позволяющим свободно ознакомляться с его содержанием;

— размещать планы на видных местах (в помещениях дежурных работников и на каждом этаже у входов в лестничные клетки (у эвакуационных выходов из здания)).

Кроме того, МЧС допускает размещение текстовой и графической части плана на отдельных листах, каждый из которых утверждается отдельно.

Примечание
В жилых помещениях гостиниц и других зданиях, сооружениях, пожарных отсеках, предназначенных для временного проживания людей, на видных местах должны быть вывешены (п. 46 общих требований пожарной безопасности):
схематический план индивидуальной эвакуации людей с соответствующего этажа;
памятки с требованиями правил пожарной безопасности для проживающих и действиями на случай возникновения пожара.

Вопрос 4: Кто отвечает за разработку планов эвакуации в арендуемом помещении: арендатор или арендодатель?

Ответ: Планы эвакуации разрабатываются заказчиком до ввода здания (сооружения) в эксплуатацию и включаются в приложение к эксплуатационно-техническому паспорту здания (сооружения), а также разрабатываются для каждого этажа здания, сооружения при единовременном нахождении на этаже более 10 человек. С учетом сказанного можно сделать вывод, что подобные планы должен разрабатывать, утверждать и своевременно актуализировать собственник здания (сооружения), т.е. арендодатель. Это следует прописать в договоре аренды.

Примечание
Ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта при его аренде (субаренде, ссуде) устанавливается в соответствии с договором аренды (субаренды, ссуды), если иное не предусмотрено законодательством (п. 61 общих требований пожарной безопасности).

Вопрос 5: Изменились ли требования к содержанию общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности? Надо ли актуализировать имеющиеся документы?

Ответ: Общеобъектовая инструкция по пожарной безопасности (далее — общеобъектовая инструкция) должна разрабатываться субъектом хозяйствования и утверждаться его руководителем (п. 7, 8 общих требований пожарной безопасности).

При ее создании за основу берутся общие требования пожарной безопасности и другие обязательные для соблюдения требования ТНПА и НПА, касающиеся пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений и помещений, наружных установок и территорий, используемых в производственном (технологическом) процессе веществ и материалов, оборудования.

Требования к содержанию общеобъектовой инструкции установлены в приложении 1 к постановлению N 82. По сравнению с ранее действовавшими требованиями в новых:

— отдельные разделы названы иначе (а значит, другим будет и их содержание):

общая характеристика пожарной опасности объекта (в том числе его функциональное назначение, перечень зданий, сооружений, помещений, категорируемых по взрывопожарной опасности, их площадь), оборудования, обращающихся в процессе эксплуатации веществ и материалов;

требования к эксплуатации зданий, сооружений, помещений, наружных установок, в том числе порядок осмотра помещений перед завершением в них работы, порядок доступа в помещения и хранения ключей от них, исходя из специфики осуществления деятельности юрлицом, ИП (далее — субъекты хозяйствования);

порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, порядок содержания и хранения специальной одежды (при наличии);

порядок эксплуатации средств противопожарной защиты и пожаротушения, ведения технической документации на них;

требования к организации мест для применения открытого огня, проведения огневых и иных пожароопасных работ, а также требования по обеспечению пожарной безопасности при их проведении (при наличии);

обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарных аварийно-спасательных подразделений, при поступлении сигналов о пожаре и неисправности на приемно-контрольное оборудование систем пожарной автоматики, оповещении (информировании) руководства и дежурных служб объекта, сборе членов пожарных команд (дружин), тушении пожара с применением имеющихся первичных средств пожаротушения (до прибытия пожарных аварийно-спасательных подразделений и (или) пожарных команд (дружин));

— некоторые разделы исключены (абз. 6, 19 п. 1 постановления N 28):

мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при осуществлении деятельности юрлицом, ИП;

мероприятия, исключающие образование дополнительных очагов горения;

— включены новые разделы:

порядок и периодичность очистки дымовых труб (каналов) (при наличии);

ответственность работников за нарушение требований пожарной безопасности;

раздел, определяющий режим курения и требования к местам для курения и их размещению (при наличии).

Примечание
Ранее лишь устанавливалось (п. 1-1 постановления N 28), что требования к местам для курения и их размещению определяются разработчиком общеобъектовой инструкции (т.е. руководителем субъекта). С 02.07.2022 эти требования вынесены в содержание обязательного раздела такой инструкции и конкретизированы.

Стоит отметить, что имеющиеся общеобъектовые инструкции следовало проактуализировать в соответствии с новыми требованиями до 02.07.2022.

При разработке инструкции допускается изменять последовательность разделов, не меняя их названий, приведенных в приложении 1 к постановлению N 82.

Вопрос 6: Каков срок пересмотра общеобъектовой инструкции, разработанной субъектом?

Ответы на этот и другие вопросы, касающиеся порядка подготовки работников по вопросам пожарной безопасности, проверки их знаний в этой сфере (в том числе проведения противопожарных инструктажей и ведения журнала их регистрации), основных обязанностей руководителей, должностных лиц, работников в области пожарной безопасности и ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, читайте в ilex.