Артем Мельникович

юрист

ООО «ЮрСпектр» 16.06.2022 провело аудиториум ilex на тему «Практическое применение новых правил регистрации валютных договоров». Лектором выступил Артем Мельникович. Он подробно рассказал об условиях валютного договора, вариантах их формулирования, правилах регистрации валютных договоров и предоставления информации о ходе их исполнения, а также о порядке исполнения обязанности по репатриации.

Кроме того, лектор ответил на ряд вопросов слушателей по теме. Ниже публикуем ответы на них.

Вопрос 1: У белорусской организации есть представительство на территории Казахстана. Данное представительство планирует заключить договор с казахстанской организацией. Нужно ли в этом случае соблюдать белорусское валютное законодательство?

Ответ: Да, нужно. Сама белорусская организация, а также ее представительства, находящиеся за пределами нашей страны, являются резидентами. Со второй стороны выступает нерезидент. Таким образом, есть квалифицирующий признак, чтобы считать такие правоотношения валютной операцией. А значит, в этом случае нужно учитывать все нормы белорусского валютного законодательства (абз. 2 подп. 1.3 п. 1, абз. 3 подп. 1.11 ст. 1 Закона о валютном регулировании).

Вопрос 2: Распространяется ли валютное законодательство на получение дивидендов резидентом от нерезидента? Должны ли быть где-то предусмотрены сроки исполнения обязательства нерезидентом? Нужно ли регистрировать получение дивидендов в сумме более 4000 БВ?

Ответ: Валютное законодательство распространяется на случаи выплаты дивидендов. Т.к. субъектами такой операции являются резидент и нерезидент и есть использование валютных ценностей (перечисление дивидендов). Значит, перечисление дивидендов — это валютная операция, и она подпадает под общие нормы валютного регулирования (абз. 2 подп. 1.3 п. 1 Закона о валютном регулировании).

Предусматривать сроки исполнения обязательств нерезидентом нужно при передаче товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполненных работ, оказанных услуг. Выплата дивидендов не относится к таким случаям, не является экспортом, импортом. Это операция в рамках корпоративных отношений, поэтому обязанность предусматривать сроки исполнения обязательств нерезидентом отсутствует (ч. 2 п. 1 ст. 10 Закона о валютном регулировании).

Регистрировать получение дивидендов на веб-портале Нацбанка не нужно, т.к. такая операция не подпадает под случаи регистрации, установленные законодательством (ч. 2 п. 3 Инструкции N 37).

Вопрос 3: Резидент заключает экспортный договор с нерезидентом. По договору предусматривается внесение предоплаты нерезидентом. Нужно ли в таком договоре предусматривать срок возврата предоплаты?

Ответ: Нет, не нужно. В валютном договоре обязательно предусматривается срок возврата нерезидентом предоплаты в случае неисполнения, исполнения им не в полном объеме своих обязательств. Т.е. это правило действует для договоров по импорту, предусматривающих перечисление предоплаты резидентом нерезиденту (абз. 3 ч. 2 п. 1 ст. 10 Закона о валютном регулировании).

Вопрос 4: Существуют ли ограничения по максимальному сроку возврата предоплаты в случае невыполнения обязательств?

Ответ: Законодательство не устанавливает таких ограничений. Все отдается на усмотрение и добросовестность сторон (абз. 3 ч. 2 п. 1 ст. 10 Закона о валютном регулировании). Но и согласовывать в договоре сроки типа 100 лет тоже не стоит. Существует риск признания такой сделки недействительной на основании того, что стороны вообще не собирались исполнять обязательство.

Вопрос 5: Между резидентом и нерезидентом (Украина) заключен экспортный договор поставки. Резидент поставил товар, нерезидент не произвел оплату в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств. Нерезидент готов перевести выполнение обязательств по договору перевода долга на третье лицо — нерезидента. Правомерна ли такая сделка с точки зрения белорусского законодательства? Необходимо ли регистрировать договор перевода долга на портале Нацбанка?

Ответ: Такая сделка правомерна. Обязательство резидента по репатриации не привязано к исполнению каким-то конкретным лицом, оно привязано к исполнению по конкретному валютному договору. С точки зрения получения платежа к резиденту придут деньги по данному валютному договору просто от другого нерезидента. Обязательство по репатриации будет считаться надлежаще завершенным (абз. 2 ч. 1 п. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании).

Договор регистрировать не нужно, поскольку смена субъекта происходит не на стороне резидента, а на стороне иностранного контрагента. Это правило действует и в том случае, когда заключен трехсторонний договор с участием резидента. Данный вывод основан на позиции Нацбанка, изложенной в письме от 02.07.2021 N 31-27/8646 «О разъяснении норм валютного законодательства».

Письмо Нацбанка от 02.07.2021 N 31-27/8646 «О разъяснении норм валютного законодательства» подготовлено в связи с обращением Ассоциации белорусских банков. В настоящий момент данное письмо не размещено в свободном доступе.

Вопрос 6: Можно ли заключить договор перевода долга между резидентом — кредитором, нерезидентом — должником, резидентом — новым должником?

Ответ: По мнению лектора, можно. Это не запрещено валютным законодательством. Но стоит учитывать, что до перевода долга нужно изменить валюту договора на белорусский рубль. Иначе не будет возможности осуществить оплату между резидентами в соответствии с требованиями законодательства (п. 1 ст. 12, п. 4 ст. 19 Закона о валютном регулировании).

Вопрос 7: При регистрации на веб-портале договора по экспорту нужно указать именно дату, не позднее которой резидент обеспечит зачисление денежных средств на свой счет, открытый в банке. Как можно указать именно дату, если в течение срока действия договора платежи приходят постоянно?

Ответ: Когда речь идет о рамочном договоре, то дату обеспечения зачисления денег на счет можно определять исходя из срока действия договора. К дате истечения срока действия договора прибавляем срок, в течение которого должна быть произведена оплата по договору, и время на перечисление денег между банками. По каждой спецификации не нужно вносить данные по дате оплаты, здесь исходим из всего срока действия договора. По данному вопросу Нацбанк дал разъяснения на своем сайте в п. 6 Таблицы заполнения полей регистрационной формы валютного договора.

Вопрос 8: В какой срок регистрируется договор продажи доли в уставном фонде юрлица-резидента нерезиденту?

Ответ: Сначала нужно проверить, подпадает ли такой договор под случаи регистрации. Если такую долю продает один нерезидент другому нерезиденту, то нет требования о регистрации. Если же продажа доли осуществляется между резидентом и нерезидентом, то договор подлежит регистрации резидентом (ч. 1 п. 3 Инструкции N 37).

Срок регистрации зависит от того, какой порядок расчетов предусмотрен в договоре. Если до момента оплаты продавец-резидент передает покупателю-нерезиденту права на долю (т.е. совершает действие, направленное на исполнение валютного договора), то договор нужно зарегистрировать до момента перехода прав на долю. Если сначала поступает оплата от нерезидента, а потом уже к нему переходят права на долю, то договор регистрируется в течение 7 рабочих дней после поступления оплаты от нерезидента (ч. 1 п. 6 Инструкции N 37).

Вопрос 9: Может ли резидент сделать зачет без движения денег с нерезидентом, который взял на себя обязательства по долгам другого нерезидента перед резидентом?

Ответ: Зачет возможен. Это один из случаев, когда резиденты вправе не зачислять деньги на свои счета (подп. 2.15 п. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании). При этом важно, чтобы зачет осуществлялся в отношении встречных однородных требований (п. 1 ст. 381 ГК).

Вопрос 10: Существуют ли какие-то ограничения по изменению валюты обязательства в валютных договорах?

Ответ: Для договоров, заключенных между резидентом и нерезидентом, такие ограничения отсутствуют (п. 1 ст. 13 Закона о валютном регулировании). При этом в случае, если валютный договор зарегистрирован, в регистрационную форму необходимо внести соответствующие изменения (п. 12 Инструкции N 37).

Вопрос 11: Резидент выиграл спор в международном арбитражном суде. Срок исполнения обязательств нерезидентом — в течение 5 дней после получения решения. Необходимо ли продлевать в регистрационной форме срок репатриации? Если да, то на какой период?

Ответ: По мнению лектора, в этом случае нет обязанности изменять срок репатриации в регистрационной форме. Невозможно предугадать, сколько времени понадобится для того, чтобы взыскать деньги через суд. Срок репатриации будет автоматически считаться продленным на период рассмотрения дела судом, исполнения решения суда (п. 6 ст. 19 Закона о валютном регулировании). Артем Мельникович рекомендует резиденту сразу инициировать исполнительное производство, чтобы срок репатриации увеличился на период принудительного исполнения арбитражного решения.

Вопрос 12: Какая ответственность установлена за несвоевременное предоставление информации о ходе исполнения договора?

Ответ: Прямой нормы, которая бы устанавливала такую ответственность, нет. В данном случае возможно будет применяться ст. 24.11 КоАП, предусматривающая ответственность за непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или ИП в установленные сроки сведений в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами. В рамках ответственности по такой статье могут взыскать штраф до 20 БВ.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex