Владимир Климченко

Начальник контрольно-ревизионного отдела Фонда социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Ответы на вопросы, связанные с проведением Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты проверок правильности начисления и уплаты обязательных страховых взносов, нашли отражение в интервью с начальником контрольно-ревизионного отдела Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Владимиром Александровичем КЛИМЧЕНКО.


За какой период проводится проверка соблюдения плательщиком законодательства о государственном социальном страховании?

Что касается выборочных и внеплановых проверок соблюдения плательщиком законодательства о государственном социальном страховании, которые проводятся в соответствии с Указом N 510, то в подавляющем большинстве случаев они проводятся за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года. Встречающимся на практике исключением являются внеплановые проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, при осуществлении которых период, за который проводится проверка, не ограничивается.

Также проверяемый период может быть увеличен при осуществлении органами ФСЗН контроля в соответствии с п. 23 Указа N 510, поскольку данный Указ не применяется при осуществлении перечисленных в этом пункте видов контроля.


Какие документы плательщику обычно требуется представить специалистам ФСЗН для проверки?

В зависимости от проверяемых вопросов, формы собственности плательщика и множества других факторов перечень проверяемых документов может быть различным. В качестве примера можно привести следующий перечень документов: книга учета проверок, главная книга, коллективный договор, ведомости по начислению заработной платы, лицевые счета работников, штатное расписание, табеля учета рабочего времени, должностные инструкции, приказы (по основной деятельности и по личному составу), гражданско-правовые договоры и акты выполненных по ним работ, платежные документы на перечисление страховых взносов, листки нетрудоспособности, документы для назначения пособий семьям, воспитывающим детей, и другие документы.


Если плательщик не согласен с результатами проверки, может ли он не подписывать акт? В каком порядке плательщик может оспорить результаты проверки?

Да, плательщик в случае несогласия с результатами проверки может не подписывать акт проверки. В таком случае в акте делается отметка «От подписи отказался». Однако я бы рекомендовал не отказываться от подписания акта проверки, а подписывать его с возражениями, т.к. при этом плательщику законодательством предоставлено больше возможностей по обжалованию результатов проверки. В данном случае плательщику перед своей подписью необходимо сделать запись «С возражениями» и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта представить в письменном виде возражения по его содержанию в орган ФСЗН, проводивший проверку.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим, и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому плательщику заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому плательщику или его представителю под роспись.

При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений органом ФСЗН может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого плательщика. Такая проверка проводится тем органом Фонда, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому плательщику заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому плательщику или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.


Принимается ли в счет уплаты взносов сумма пособия по временной нетрудоспособности, если после назначения этого пособия листок нетрудоспособности утерян?

В случае выявления такой ситуации при проведении проверки сумма пособия по временной нетрудоспособности не будет принята к зачету в счет уплаты обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН. Однако это произойдет только в том случае, если в период проведения проверки проверяющему не будет представлен дубликат листка нетрудоспособности, выданный взамен утерянного. Для получения дубликата листка нетрудоспособности взамен утерянного необходимо обратиться в организацию здравоохранения, которой был выдан утерянный листок нетрудоспособности.


Несвоевременность представления отчетности (к примеру, отчета 4-фонд) — административное правонарушение, которое влечет предупреждение или наложение штрафа до 20 базовых величин. За несвоевременность или неполноту уплаты взносов на сумму более 10 базовых величин полагается штраф от 2 до 20 базовых величин. Что принимается во внимание, когда выносится решение о виде и размере взыскания?

Из содержания вопроса следует, что речь идет о привлечении к административной ответственности в соответствии со ст. 11.54 и 23.16 КоАП должностных лиц. При этом необходимо учитывать, что действие ст. 11.54 распространяется как на должностных лиц юридического лица, так и само юридическое лицо. Размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, составляет 20% от неуплаченной в бюджет ФСЗН суммы взносов.

Что касается должностных лиц, то в отношении их по указанным статьям должностными лицами органов ФСЗН может быть составлен как протокол об административном правонарушении, так и вынесено постановление о наложении административного взыскания (постановление выносится с учетом положений ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП и ч. 6, 7 ст. 6.5 КоАП).

При наложении административного взыскания на должностное лицо органами ФСЗН учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность должностного лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность <*>.

Также органами ФСЗН учитываются обстоятельства, исключающие привлечение к административной ответственности <*>. Исходя из практики работы органов ФСЗН можно выделить следующие обстоятельства, исключающие административный процесс:

— истечение сроков наложения административного взыскания;

— принятие законодательного акта, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;

— смерть физического лица, в отношении которого был начат административный процесс;

— недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения.

При вынесении постановления о наложении административного взыскания органами ФСЗН в отношении должностных лиц:

по ст. 11.54 КоАП штраф налагается в размере двух базовых величин;

по ст. 23.16 КоАП административная ответственность может применяться в виде предупреждения либо штрафа. Поскольку в статье не определен нижний предел штрафа, то в соответствии с ч. 2 ст. 6.5 КоАП он не может быть менее одной десятой базовой величины, при этом в соответствии с ч. 6 ст. 6.5 КоАП штраф не может превышать пяти десятых базовой величины.

При составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.54, 23.16 КоАП, решение о виде административной ответственности и размере штрафа принимается судьей районного (городского) суда.


По причине финансовых трудностей в установленный день организация не выплатила зарплату работникам и соответственно не уплатила взносы. Спустя две недели была выплачена часть зарплаты. При этом в бюджет ФСЗН была перечислена сумма взносов, пропорциональная выплаченной части зарплаты. Имеется ли в данном случае административное правонарушение?

В приведенной ситуации состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.54 КоАП, не усматривается. В случае уплаты взносов в бюджет ФСЗН плательщиком пропорционально суммам выплаченной заработной платы административная ответственность не применяется.


Организация уплачивает страховые взносы ежеквартально. В июне она обнаружила, что в феврале не начислены взносы на матпомощь в связи с юбилейной датой работника. В июне ошибка исправлена: взносы начислены и уплачены. Нарушены ли в данном случае сроки уплаты страховых взносов? Обязана ли организация перейти на ежемесячную уплату страховых взносов? Если да, то с какого периода?

В ситуации, изложенной в вопросе, у организации отсутствует обязанность перехода на ежемесячную уплату обязательных страховых взносов, поскольку допущенная ошибка исправлена самостоятельно.

В случае выявления органами ФСЗН подобной ситуации в ходе проведения проверки действительно имела бы место несвоевременная уплата обязательных страховых взносов и организация обязана была бы уплачивать страховые взносы ежемесячно. Кроме того, организация (в случае если сумма неуплаченных страховых взносов составила свыше сорока базовых величин <*> и (или) ее должностное лицо (в случае если сумма неуплаченных страховых взносов составила свыше десяти базовых величин) были бы привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 11.54 КоАП.


Как часто в 2017 году к плательщикам применялись штрафные санкции?
В 2017 году за нарушения законодательства о государственном социальном страховании органами ФСЗН привлечено к административной ответственности 23388 плательщиков и их должностных лиц (11048 — должностных лиц, 12340 — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), в том числе в соответствии со ст. 11.54 КоАП — 18098 плательщиков и их должностных лиц (5758 — должностных лиц, 12340 — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Сумма штрафов составила 12678,7 тыс.руб. (969,4 тыс.руб. — по должностным лицам, 11709,3 тыс.руб. — по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), в том числе по ст. 11.54 КоАП — 12400,9 тыс.руб. (691,6 тыс.руб. — по должностным лицам, 11709,3 тыс.руб. — по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям).