Порядок осуществления закупок на товарной бирже, а также особенности рассмотрения споров арбитражной комиссией ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (БУТБ) были предметом обсуждения на правовом форуме «Товарная биржа: работаем без ошибок«, проведенном совместно журналом «Промышленно-торговое право» и ООО «ЮрСпектр».

В качестве экспертов на форуме выступили:

Степанюк М.Д., ведущий юрисконсульт юридического управления БУТБ;
Вашкевич И.Ф., начальник юридического отдела коммунального унитарного предприятия «Управление дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома»;
Попудренко Л.С., заместитель председателя арбитражной комиссии БУТБ.

Биржевые торги в трех измерениях

Биржевые торги предусмотрены в качестве процедуры закупок законодательством о государственных закупках, а также закупках при строительстве. Отдельные нормы, касающиеся биржевых торгов, содержатся и в постановлении Совмина от 15.03.2012 N 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление N 229).

В каждой из указанных сфер регулирования свои условия применения биржевых торгов и ответственность за нарушения установленного порядка. О том, что необходимо учитывать при определении нормативного регулирования биржевых торгов, подробно рассказали Степанюк М.Д. и Вашкевич И.Ф.

В государственных закупках для применения биржевых торгов одновременно должны присутствовать следующие условия:

— закупка осуществляется за счет бюджетных средств и (или) некоторых иных приравненных к ним средств;
— приобретаемые товары предусмотрены перечнем товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утв. постановлением Совмина от 22.08.2012 N 778. В вышеназванный перечень внесены и некоторые услуги;
— ориентировочная стоимость годовой потребности в товаре составляет 1000 базовых величин (БВ) и более, для закупки услуг – 3000 БВ и более.

В целом биржевые торги как процедура госзакупки проводятся в соответствии с законодательством о товарных биржах. При этом информация о планируемых закупках должна быть внесена в годовой план государственных закупок. Сведения о заключенных договорах, а также изменениях и дополнениях к ним подлежат размещению на сайте www.icetrade.by. По результатам проведения биржевых торгов должна составляться справка о процедуре государственной закупки и оформляться дело по процедуре государственных закупок.

В закупках при строительстве проводить биржевые торги в обязательном порядке необходимо при одновременном наличии следующих условий:

— закупка осуществляется при строительстве объектов, упомянутых в подп. 1.4 п. 1 Указа от 20.10.2016 N 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» <1>;
— закупаются товары, в отношении которых обязательно заключать сделки на биржевых торгах <2>;
— стоимость закупки товара одного вида составляет 3000 БВ и более.

Если закупка не соответствует данным условиям, приобрести товар при строительстве на товарной бирже можно также, если он допущен к биржевой торговле. Вместо биржевых торгов в этих случаях можно провести и иную процедуру закупок товаров в строительстве: торги, переговоры.

Справочно
Перечни товаров, допущенных к биржевой торговле, размещены на сайте БУТБ в разделе Правовые акты / Нормативные документы биржи / Перечни товаров, допущенных к биржевой торговле (http://www.butb.by/правовые-акты/нормативные-документы-биржи).

В закупках за счет собственных средств также есть своя специфика при применении биржевых торгов. С одной стороны, закупки биржевых товаров на биржевых торгах включены в перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие постановления Совета Министров Республики Беларусь, утв. постановлением N 229. Таким образом, по общему правилу постановление N 229 не используется при закупках товаров на биржевых торгах.

Некоторые нормы постановления N 229 при проведении биржевых торгов все же должны применять госорганы, организации, находящиеся в республиканской собственности, и некоторые иные организации с госучастием. Так, ежегодно не позднее 1 февраля они должны размещать в ИС «Тендеры» (www.icetrade.by) сведения о количестве и общей стоимости договоров по проведенным биржевым торгам за счет средств, не являющихся бюджетными и приравненными к ним.

Кроме того, в регламенты биржевых торгов по отдельным секциям внесена информация, касающаяся подачи заявок на покупку товаров стоимостью свыше 2000 БВ, указанных в приложении 3 к постановлению N 229, например распределительных щитов, проводов и кабелей электронных и электрических прочих. Покупатели, на которых распространяет свое действие постановление № 229, а также биржевые брокеры, если они проводят закупки для таких покупателей, могут подавать заявки на покупку при условии получения согласования с Комиссией по вопросам промышленной политики.

Исключение составляют закупки таких товаров, происходящих из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Бангладеш, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины и Швейцарии.

Цена участия в биржевых торгах

В целом стать участником биржевых торгов несложно. Для этого необходимо:

1) получить электронную цифровую подпись в удостоверяющем центре БУТБ. Ключи, выданные иными удостоверяющими центрами, не подходят;
2) пройти аккредитацию;
3) скачать на сайте БУТБ программное обеспечение и установить его на свои персональные компьютеры;
4) заключить договор на биржевое обслуживание.

Участники биржевой торговли уплачивают биржевой сбор, который в зависимости от вида товара, стоимости сделки и некоторых других условий составляет до 0,5% от суммы совершенной биржевой сделки.

Вашкевич И.Ф. отметил следующие преимущества этой процедуры для закупающих организаций по сравнению, в частности, с торгами в строительстве:

—  не нужно создавать комиссию для проведения процедуры;
— нет необходимости проводить процедуру предквалификационного отбора. Со своей стороны, товарная биржа проводит процедуру допуска поставщика к торгам;
— короткие сроки для подписания договора. Как правило, в соответствии с регламентами биржевых торгов по секциям биржевой договор подписывается электронной цифровой подписью не позднее трех рабочих дней со дня проведения торговой сессии. При торгах срок заключения договора по общему правилу составляет не позднее 20 календарных дней со дня объявления их победителя <3>.

Особенности рассмотрения споров

С 2009 года при БУТБ существует постоянно действующий арбитражный орган – Арбитражная комиссия. Наряду с системой экономических судов она рассматривает по существу споры, возникающие из биржевых сделок. Только с 1 января 2017 г. в Арбитражную комиссию подано 1326 исковых заявлений, с иностранным элементом – 12.

Соглашение о передаче спора в Арбитражную комиссию может содержаться в виде арбитражной оговорки в биржевом договоре либо заключаться отдельно. Наличие такого соглашения не исключает обращения стороны договора в экономический суд, если нет возражений второй стороны спора.

Время рассмотрения споров на практике составляет 15 — 30 дней. Отсутствует такая стадия, как подготовительные судебные заседания. Решения могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Беларусь, но только по процессуальным вопросам, а не по применению норм материального права.

Попудренко Л.С., основываясь на практике споров, рассмотренных данным органом, дала следующие рекомендации лицам, закупающим товары на биржевых торгах:

— не осуществлять отгрузки продукции до регистрации биржевого договора. Биржевой договор считается заключенными с момента его регистрации на бирже <4>. Отгрузка, совершенная до регистрации договора на бирже, не является исполнением обязательства по биржевому договору;
контролировать, чтобы наименование проданного товара соответствовало заявленному в биржевом договоре. В противном случае такой товар не будет считается поставленным по биржевому договору.  При этом под наименованием товара следует понимать совокупность следующих параметров: непосредственно наименование товара, код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», типоразмер, марку, фракцию, стандарт и качественные характеристики товара <5>;
учитывать, что отклонение количества товара, поставляемого по рекомендуемой биржей форме биржевого договора, от указанного в спецификации допускается в пределах +/- 10% в отношении такого параметра, как вес товара. Если количество товара, подлежащего передаче по договору, указано только в единицах измерения длины, а не веса, то в части превышения товар не будет считаться поставленным по биржевому договору;
— не поставлять товар иного производителя по сравнению с производителем, указанным в биржевом договоре. Это будет расцениваться как нарушение существенного условия договора.