В настоящее время «дроны» (мультикоптеры, квадрокоптеры, октокоптеры и подобные им летательные аппараты) стали широко использоваться. Они постоянно развиваются, повышается их технологичность, в то время как стоимость существенно уменьшается. И, как следствие, летательные аппараты стали массово использоваться гражданами.

На различных интернет-ресурсах можно найти большое количество статей, посвященных использованию указанных летательных аппаратов. Нередко информация, содержащаяся в них, вводит общественность в заблуждение, что порождает возникновение ряда споров.

Прежде всего, попробуем разобраться, где же та черта, которая отделяет ваш «дрон» от авиамодели или беспилотного летательного аппарата, т.к. в дальнейшем это будет оказывать существенное влияние на то, по каким правилам их необходимо будет использовать в воздушном пространстве нашей страны. Для этого обратимся к законодательству.

«Дрон»: авиамодель или беспилотный летательный аппарат

Авиамодель — летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат <*>. Обратите внимание: «управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним» означает следующее. Если ваш «дрон» способен летать только при условии визуального контакта, условно, соблюдая принципы «непосредственно вижу «дрон» — имею возможность управлять им», «непосредственно не вижу «дрон» — не имею возможности управлять им», то тогда он является не чем иным, как авиамоделью.

На заметку
Летательные аппараты, не являющиеся «дронами-авиамоделями», но относящиеся к классу авиамоделей: воздушные змеи, планеры, модели ракет, радиоуправляемые модели самолетов и вертолетов (которые могут летать также только в условиях визуального контакта), различные кордовые авиамодели.

Разберем случай, когда «дрон» уже не авиамодель. «Дрон» не авиамодель, а беспилотный летательный аппарат, если он может летать вне условий визуального контакта с ним, допустим, посредством пульта дистанционного управления, FPV-очков, ноутбука, планшета, мобильного телефона, иного устройства, используемого в качестве пульта дистанционного управления, имеющего встроенный экран, который отображает «картинку» с камеры, установленной на «дроне» или же по ранее заданной программе.

Беспилотный летательный аппарат — это воздушное судно, предназначенное для выполнения полета без экипажа на борту <*>.

Если «дрон» — авиамодель

Если «дрон» относится к классу авиамодели, то к пользователю данной авиамодели белорусское законодательство предъявляет следующие требования <*>:

— использовать авиамодель на высоте, не превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности;

— не использовать ее в пределах зон, запрещенных для использования авиамоделей, без согласования с госорганами (организациями), в интересах которых установлены такие зоны, согласно перечню. Ознакомиться с графическим представлением данного перечня можно на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство»;

— не использовать ее в случаях, определяемых Службой безопасности Президента Республики Беларусь согласно Закону от 08.05.2009 N 16-З;

— нанести разборчивую маркировку (стойкую к атмосферным осадкам) на видимой части авиамодели (массой более 0,5 кг) или на ее скрытых частях, к которым возможен доступ без использования инструментов, и которая будет содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) пользователя авиамодели, адрес места жительства или наименование юрлица и его место нахождения;

— соблюдать правила эксплуатации авиамодели и выполнять требования безопасности, предусмотренные ее производителем (изготовителем);

— принимать все возможные меры (вплоть до прекращения использования авиамодели) в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу физлиц и юрлиц.

На заметку
Если пульт дистанционного управления авиамодели (в т.ч. «дрона-авиамодели») работает в полосе частот 2400-2483,5 МГц и мощность его передатчика составляет от 10 до 100 мВт, для ее легитимного использования необходимо являться членом ОО «Белорусская федерация беспилотной федерации», а авиамодель должна стоять на учете в данной федерации <*>.

Обратите внимание!
Нарушение правил использования авиамоделей влечет за собой административную ответственность <*> в виде предупреждения или наложения штрафа (на физлицо — в размере до 20 БВ, а на юрлицо — до 50 БВ).
Ответственность за повторное совершение такого же правонарушения в течение года — штраф: для физлица в размере от 10 до 50 БВ, для юрлица — от 20 до 100 БВ.

«Дрон» «вырос» из авиамодели и стал беспилотным летательным аппаратом: последствия

Как ранее упоминалось, беспилотный летательный аппарат — это воздушное судно. Данный тип воздушного судна подлежит регистрации в Государственном реестре воздушных судов Республики Беларусь. Подобных реестров в стране всего три: гражданской, государственной и экспериментальной авиации.

Если обладатель «дрона» — «гражданское лицо», то такой «дрон» подлежит регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь. Зарегистрировать воздушное судно в другом реестре, не сменяя категорию владельца, невозможно. То есть можно сказать, что регистрация «дрона-беспилотника» (внесение его в реестр) аналогична регистрации (постановке на учет и получению регистрационных знаков) автомобиля в ГАИ.

Для регистрации беспилотного летательного аппарата в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь гражданин обязан представить в Департамент по авиации Минтранса следующие документы <*>:

— заявление;

— копию сертификата типа гражданского воздушного судна, выданного компетентным органом иностранного государства либо международной организацией и признанного в Беларуси, или копию сертификата экземпляра воздушного судна, сертификата типа (экземпляра) беспилотного авиационного комплекса, включающего беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой семь и более килограммов;

— копии документов, подтверждающих законность владения гражданским воздушным судном или приобретения его компонентов (двигателя, основных комплектующих изделий) — в случае самостоятельного изготовления гражданского воздушного судна;

— копию акта приема-передачи гражданского воздушного судна (при его наличии);

— акт проверки технического состояния гражданского воздушного судна, составленный технической комиссией или комиссией эксплуатанта;

— свидетельство об исключении гражданского воздушного судна из реестра воздушных судов иностранного государства (для госрегистрации гражданского воздушного судна, которое до приобретения состояло в реестре воздушных судов иностранного государства).

При этом регистрация беспилотных летательных аппаратов осуществляется бесплатно <*>. В настоящее время иных изъятий из общих правил регистрации гражданских воздушных судов для беспилотных летательных аппаратов («дронов-беспилотников») не содержится.

На заметку
Формы заявления, актов, свидетельства, других необходимых в связи с этим документов, раскраски воздушных судов, присвоения и нанесения государственных, регистрационных и других знаков, а также отношения по организации регистрации гражданских воздушных судов приведены и регламентированы в Авиационных правилах от 12.02.2008 N 5.

Использование зарегистрированного «дрона-беспилотника»

Чтобы выполнить в Республике Беларусь полет официально зарегистрированным «дроном-беспилотником», его владелец обязан подать заявку на использование воздушного пространства Республики Беларусь (далее — ИВП) в центр Единой системы организации воздушного движения (далее — Центр ЕС ОрВД) в порядке согласно Инструкции от 13.11.2017 N 21.

В воздушном пространстве страны одновременно находится огромное количество летательных аппаратов. В Центре ЕС ОрВД располагаются специалисты, которые распределяют воздушное пространство между пользователями по месту, времени и высоте, следя за тем, чтобы пользователи «не мешали» друг другу. Заявки на ИВП нужны, в первую очередь, для того, чтобы сообщить специалистам Центра ЕС ОрВД о том, что «дрон-беспилотник» будет находиться в воздушном пространстве в конкретное время в конкретных месте, на определенной высоте. Затем указанные специалисты планируют полеты воздушных судов по приоритетности.

Правила составления заявок на ИВП определены в Авиационных правилах от 03.03.2014 N 5/4.

Для незарегистрированных «дронов-беспилотников» существуют некоторые исключения. Беспилотные летательные аппараты, не зарегистрированные в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, допускаются к выполнению полетов только в границах установленных опасных зон *(ч. 2 п. 11 Инструкции от 13.11.2017 N 21). Таким образом, единственными местами, где пользователи незарегистрированных «дронов-беспилотников» могут полетать, являются опасные зоны. Координаты этих зон приведены в приложении 1 к Инструкции от 13.11.2017 N 21. При этом законное выполнение полетов на незарегистрированных «дронах-беспилотниках» в опасных зонах также предполагает от пользователя подачу заявок на ИВП.

Обратите внимание!
Полеты «дронов-беспилотников» без подачи заявок на ИВП будут являться правонарушениями, влекущими административную ответственность согласно ст. 18.41 КоАП.

О фото и (или) видеоизображениях с камер «дронов»

Если «дрон» используют, чтобы фотографировать с воздуха красивые места природы, объекты, знаменательные события или снимать видео, то фактически тем самым выполняется аэрофотосъемка.

Аэрофотосъемка — это фото- и видеосъемка во всех областях оптического спектра поверхности Земли и объектов, находящихся на ней, с использованием фотоаппарата (видеокамеры), установленного на стабилизационной платформе летательного аппарата, выполняющего полет в воздушном пространстве, с фиксацией получаемого изображения на любых носителях информации <*>.

Выполнение полетов в целях проведения аэрофотосъемки осуществляется при наличии у пользователя воздушного пространства разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил. Информация о наличии такого разрешения указывается в заявке на ИВП. Использование полученных материалов аэрофотосъемки осуществляется после оценки на предмет наличия в них информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено с последующей выдачей соответствующего заключения (акта) комиссии Генерального штаба Вооруженных Сил <*>.

Отметим, что получение указанного разрешения на практике осуществляется бесплатно и в кратчайшие сроки.

Состав заявления для получения разрешения на проведение аэрофотосъемки отражен в подп. 45.2 п. 45 Инструкции от 13.11.2017 N 21.

Рассмотрим также ситуации, когда не нужно разрешение на аэрофотосъемку.

Из содержания термина «аэрофотосъемка» следует, что если фотоаппарат или видеокамера установлены на «дроне» не на стабилизированной платформе, то и получение фото — и (или) видеозаписи с них не будет являться аэрофотосъемкой в контексте положений Правил N 1471. Это утверждение справедливо также, если пользователь «дрона» не собирается фиксировать получаемое фото — и (или) видеоизображение на каких-либо носителях информации. В таких случаях, разрешений Генерального штаба Вооруженных Сил для получения фото — и (или) видеоизображения с камеры «дрона» не требуется, будь он авиамоделью или беспилотным летательным аппаратом.

Обратите внимание!
Получение разрешения на аэрофотосъемку не влечет за собой «автоматического» получения разрешения на ИВП, если «дрон» относится к беспилотным летательным аппаратам.

Осуществление аэрофотосъемки в нарушение требований п. 87 Правил N 1471 будет являться правонарушением, влекущим административную ответственность согласно ст. 18.41 КоАП.

При использовании авиамоделей в зонах, запрещенных для использования авиамоделей, а также беспилотных летательных аппаратов в запретных зонах в нарушение установленного порядка, для их владельцев помимо административной ответственности могут наступить негативные последствия в виде потери (повреждения) их летательных аппаратов в рамках применения в отношении них физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники военнослужащими (сотрудниками) воинских формирований, органов внутренних дел и работниками военизированной охраны в соответствии с Указом от 05.06.2019 N 215. В таких случаях стоимость авиамоделей или беспилотных летательных аппаратов их собственникам (владельцам) возвращена не будет.