В статье исследуются отдельные проблемы правового регулирования содержания налоговой безопасности, имеющихся ее дефиниций и последние изменения в действующем законодательстве по этим вопросам в Республике Беларусь. Анализируются различные научные подходы к этому и схожим понятиям, сравнивается законодательство других государств, вносятся предложения.

Проблема безопасности в настоящее время актуальна как никогда, причем независимо от вида безопасности. Просто степень злободневности конкретного вида безопасности зависит от уровня опасности и создаваемых ею угроз для конкретных объектов.

Каждый человек даже на биологическом уровне обеспокоен безопасностью своей жизни, здоровья, благополучия, семьи. А как социальный субъект, он заботится о безопасности по месту работы и жительства, в отрасли экономики, в государстве и обществе в силу его контактов и интересов.

Эту степень легче понять, когда речь идет о сравнении угроз для одного человека или для группы людей или в целом для общества и государства.

Поэтому в действующем законодательстве Республики Беларусь и других государств можно обнаружить определенный объем НПА по теме безопасности, о ее видах и уровнях, включая налоговую безопасность.

Правильное определение содержания налоговой безопасности поможет легче обнаружить ее необходимость, возможную структуру, в том числе ее объекты и субъекты, реально воздействовать на их экономическую состоятельность, на состояние бюджетов и другие процессы.

Отсюда вытекает высокий уровень интереса к правовому регулированию содержания налоговой безопасности в конкретном государстве.

Вопросы правового регулирования содержания налоговой безопасности в Республике Беларусь за последние пять — восемь лет в юридической науке на уровне комплексных и системных работ не исследовались. Были только отдельные статьи с фрагментами о содержании налоговой безопасности и статьи практических работников.

Для сравнения: в Российской Федерации имеются диссертации на соискание научной степени кандидата юридических наук, а также серьезные научные монографии по изучаемой теме и большое количество научных статей.

Попытаемся установить, есть ли такое понятие, как налоговая безопасность, каково его содержание с позиции права.

Для максимально полного и объективного подхода к раскрытию сути налоговой безопасности посмотрим на содержание иных видов безопасности.

В нашем государстве в настоящее время наиболее комплексным НПА по вопросам безопасности является Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Как указано в самой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, она только «…закрепляет совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по обеспечению баланса интересов личности, общества, государства и их защите от внутренних и внешних угроз» (п. 1). Она же, «…являясь базисом для консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов… призвана обеспечить единство подходов к формированию и реализации государственной политики обеспечения национальной безопасности, а также методологическую основу совершенствования актов законодательства в различных сферах национальной безопасности, разработки документов стратегического планирования» (п. 2 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь). То есть здесь содержится предположение, что действующее законодательство о безопасности будет развиваться в едином русле. Но до единого закона о безопасности наше государство так и не дошло.

Саму национальную безопасность Концепция национальной безопасности Республики Беларусь определяет не в виде совокупности иных видов безопасности, а как состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз (абз. 2 п. 4).

А национальные интересы, в свою очередь, дефиницируются как совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь (абз. 3 п. 4 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь).

То есть и в первом, и во втором случае государство принимает на себя центр тяжести по обеспечению национальной безопасности и национальных интересов. На первый взгляд, так и должно быть, ведь речь идет о масштабных интересах. Но в результате сами субъекты остаются как бы в стороне, иждивенчески ожидая «милости» свыше. Не будем забывать и тот фактор, что государство — это только механизм, обеспечивающий власть основного субъекта — народа. Поэтому неплохо было бы чаще привлекать к участию в обеспечении безопасности самого высокого уровня тех, для кого эта безопасность предопределена. Взаимодействие субъектов в обеспечении безопасности должно быть принципом.

Двигаясь дальше к налоговой безопасности, в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь мы найдем, что «…экономическая безопасность — состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз» (абз. 7 п. 4).

Первое прочтение определений национальной и экономической безопасности создает впечатление, что это больше теоретические и общие, а не практические понятия. И та, и другая безопасность представлены как некое абстрактное состояние защищенности национальных интересов и экономики. Критерии или иные показатели безопасности пока отсутствуют (да и для уровня концепции их, скорее всего, и не требуется), они должны разрабатываться и своевременно корректироваться (абз. 4 п. 61 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь).

Но в актах законодательства такие критерии обязательно должны присутствовать, чтобы безопасность была реальной, а не размытой.

Например, «…безопасность охраняемого лица — защищенность охраняемого лица от физического или психологического насильственного либо иного посягательства, угрожающего его жизни, здоровью или создающего угрозу нанесения иного вреда, позволяющая ему беспрепятственно принимать решения и совершать необходимые действия; обеспечивается системой нормативных правовых, организационных, режимно-охранных, оперативно-разыскных, технических и иных мероприятий».

Среди внутренних и внешних источников угроз национальной безопасности в экономической сфере Концепция национальной безопасности Республики Беларусь не называет каких-либо несоответствий в налогообложении и в целом в налоговой сфере (п. 30, 38).

В то же время внимательное прочтение перечисленных угроз в экономической сфере показывает, что нельзя обойтись без корректировки налоговой политики государства, его налоговых органов и самих налогоплательщиков.

Так, в качестве внутренней экономической угрозы называются устаревшие технологии и основные средства, обусловливающие высокую энергоемкость и материалоемкость производства, низкое качество выпускаемой продукции. Такую угрозу можно и нужно оптимизировать или вообще устранить, в том числе за счет пересмотра размера налогов в сторону их корректировки для тех лиц, кто использует устаревшие технологии и основные средства.

Аналогичный механизм можно применять для тех производителей, у которых преобладают материало- и энергоемкие производства, недостаточно развита сфера услуг, является невысоким удельный вес высокотехнологичной наукоемкой продукции и медленно обновляется продукция.

Корректирующие коэффициенты в сторону снижения или увеличения налоговых критериев (оклада, базы, ставки) можно использовать и в отношении отдельных отраслей экономики, а также конкретных регионов, где наблюдается низкий или высокий уровень самообеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами, отмечаются высокие (низкие) административные барьеры для развития бизнеса, предпринимательской активности, а также несбалансированность экономического развития, выражающаяся в росте совокупного потребления сверх реальных возможностей экономики и т.п.

Иными словами, каждую из перечисленных в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь угроз в экономике нужно оценить через призму возможной налоговой безопасности конкретного субъекта, отрасли, региона и государства (п. 30, 38), понимая, что перечень экономических угроз, приведенный в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, далеко не полный.

В этом случае и самому государству придется вносить изменения в налоговую политику в целом для достижения стратегических целей, в том числе по созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и кредитов, повышения диверсификации экспорта и импорта, сокращения неплатежей в экономике вследствие дефицита собственных оборотных средств и высокого удельного веса убыточных субъектов хозяйствования.

Конечно, предлагаемые и иные конкретные меры должны быть закреплены не только в концепциях, стратегиях, основных направлениях и иных подобных документах общего характера, но и в определенных НПА с возможным установлением ответственности конкретных лиц.

В частности, в Российской Федерации уже более 10 лет действует Федеральный закон о безопасности, который был дополнен в 2020 году.

Не преувеличивая и не идеализируя Федеральный закон о безопасности (в нем есть много того, что можно совершенствовать), позитивно отметим одновременно его системный и комплексный характер, который выражается в закреплении:

— принципов безопасности, где на первом месте соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а также взаимодействие органов власти, других госорганов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности (ст. 2);

— разнообразия видов безопасности (безопасность государства, общественная безопаснось, экологическая безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности, предусмотренные законодательством) (ст. 1). Кстати, об экономической, финансовой или налоговая безопасности здесь не упоминается;

— содержания деятельности по обеспечению безопасности, в том числе правового регулирования в области обеспечения безопасности и организации научной деятельности в области обеспечения безопасности (ст. 3);

— правовой основы обеспечения безопасности (ст. 5).

Важность таких подходов заключается в том, что они позволяют:

во-первых, классифицировать виды безопасности, не исключая и таких ее разновидностей, как экономическая, финансовая, налоговая;

во-вторых, использовать схожие критерии при построении иных правовых актов по другим видам безопасности, включая налоговую.

Переходя непосредственно к налоговой безопасности и рассматривая ее в широком смысле слова, по нашему мнению, о ней необходимо помнить и корректировать действующее налоговое законодательство, начиная с дефиниций основных категорий и понятий.

В соответствии с п. 1 ст. 6 НК «…налогом признается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты».

Не только филологически, но и юридически данное определение содержит определенную угрозу безопасности за счет содержащихся словосочетаний: платеж обязательный, а не добровольный, безвозмездный, взимается, а не уплачивается в форме отчуждения собственности. Всякий непосвященный и несведущий как минимум должен насторожиться. Ни причин, ни целей, ни мотивов такого поведения государства в дефиниции не содержится. И этот факт уже может не только настораживать, но и создавать предпосылки для конфликта.

Между тем Конституция содержит более лояльные правовые нормы в этом смысле и объясняет цель налогов: «…граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей» (ст. 56). Для них же и юрлиц имеется еще и норма ст. 133 Конституции: «…доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений».

Более того, Конституция содержит и конкретные, даже категоричные правовые нормы в отношении прав и свобод личности: «…ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц» (ч. 1 ст. 23).

Поэтому логично было бы и в НК предусмотреть нормы о налоговой безопасности как физических, так и юридических лиц.

Примечательно, что в соседней Российской Федерации конституционные нормы о налогах звучат схоже с нашими конституционными нормами, но не одинаково и опять же больше в сторону налоговой безопасности: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конституции Российской Федерации).

А российский НК в дефиниции налога также указывает на цель взимаемого платежа: «…под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1 ст. 8).

Вследствие этого вполне обоснованно звучат предложения российских исследователей по изучаемой проблеме. «…Если в определении налога в п. 1 ст. 8 НК Российской Федерации заменить фразу «…в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» на фразу, соответствующую ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, а именно: «…в целях финансового обеспечения реализации прав граждан России на защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства», то мы получим более универсальное определение налога… хотя соответствующий платеж от этого налогом быть не перестанет. Такое определение даже больше «подошло» бы в качестве нормативного, т.к. позволило бы государству в большей степени «устраниться» от конфликтов изъятия частной собственности через налогообложение».

Другими словами, беспристрастно правильное осмысление правовой природы налога также объективно должно приводить к пониманию налоговой безопасности, поскольку налог не является и не должен восприниматься как наказание или угроза. Здесь можно солидаризироваться с мнением С.Г.Пепеляева, который отмечал, что налоги никогда не должны носить характер наказания, поскольку они являются следствием только правомерной экономической деятельности и не вводятся в целях предупреждения неправомерного поведения.

Но налоговая безопасность не состоит только из определения понятия «налог». Это многогранное и комплексное явление, взаимообусловленное с финансовой и экономической безопасностью соответствующих объектов. Трудно не согласиться с мнением одного из российских ученых-экономистов: для понимания сущности налоговой безопасности потребуется раскрыть ее цели и принципы, ключевые критерии оценки ее состояния, институты ее обеспечения, соотношение ее с эффективностью работы налоговых органов и т.д.

Перечисленные и другие экономические составляющие налоговой безопасности создают систему общественных отношений, которые не могут эффективно действовать и развиваться без их правовой квалификации, оценки и регулирования. Следовательно, налоговая безопасность представляет собой не только экономическую, но и правовую, социальную, общественную, индивидуальную и государственную ценность.

Некоторые из задач и целей для права в отношении налоговой безопасности уже были сформулированы отдельными российскими коллегами. «Отношение к налоговой безопасности как ценности должно пронизывать законодательство, регулирующее организацию и функционирование органов налогового администрирования. Требуется определение интересов и угроз в данной сфере, а также постоянная оценка нормативных изменений, в том числе правоприменительных решений на предмет эффективности противодействия конкретной угрозе и степени соответствия каждому из защищаемых интересов. Для этого цель обеспечения налоговой безопасности государства как минимум должна быть описана в законодательстве и положениях о налоговых органах».

Но, как представляется, на налоговую безопасность нужно смотреть шире и системнее. Потребуются не только законодательные усилия, но и предваряющие их серьезные научные исследования по вопросам существа налоговой безопасности, ее объектов и субъектов, их взаимных прав и обязанностей, а также взаимодействия, влияния ее на экономику государства в целом, а также отдельных отраслей и конкретных предпринимателей. Необходимо также отрегулировать с помощью правовых механизмов возможности применения современных информационных технологий по снижению налоговых рисков и издержек налогового администрирования, открытию новых возможностей для оперативного управления, анализа, планирования и прогнозирования (налогового комплаенса).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex