Виктор Ширей

Начальник отдела ценообразования
Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь

В рамках практической конференции «Реформа строительной отрасли Республики Беларусь: итоги-2019, новации-2020», организованной Минстройархитектуры совместно с ООО «ЮрСпектр», выступили ведущие специалисты в сфере закупок при строительстве. Они рассказали об основных изменениях законодательства и дали практические рекомендации организациям.

Что изменилось в закупках при строительстве с 01.07.2019

Основные нововведения в сфере закупок при строительстве с 01.07.2019 связаны с принятием:

— Указа N 223;

— новой редакции постановления N 88.

Указ N 223 регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, госвнебюджетных фондов, внешних госзаймов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства, облисполкомов и Мингорисполкома. В связи с его принятием до 01.07.2021 при проведении процедур закупок при строительстве законодательство о госзакупках не применяется. Указ N 223 идентичен Указу N 380, за исключением отдельных особенностей. Нововведения заключаются в следующем.

Введены новые случаи, когда организатор вправе самостоятельно выбрать процедуру закупки при строительстве, в том числе провести переговоры. Это возможно, если заключаются договоры на:

— выполнение работ по текущему ремонту;

ведение авторского надзора за строительством, если разработчик проектной документации не может осуществлять такой надзор;

внесение изменений и дополнений в проектную документацию по заданию заказчика;

— выполнение подрядной организацией дополнительных работ, не учтенных в проектной, в том числе сметной, документации на строительство объекта, необходимость выполнения которых возникла в ходе исполнения договора строительного подряда, с последующим внесением изменений в проектную, в том числе сметную, документацию в порядке, установленном законодательством;

аренду техники, необходимой для выполнения отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ <*>.

По вопросам проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве на дополнительные работы Минстройархитектуры дает разъяснения в письме N 04-3-05/14559.

Заказчикам предоставлено право без проведения процедур закупок определять организации при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений), ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций (по согласованию с госорганом (организацией), которому подчинен либо в состав (систему) которого входит заказчик, а в случае отсутствия такого госоргана (организации) — по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения заказчика) <*>.

Установлен перечень лиц, которые с 01.07.2019 не могут быть участниками закупок при строительстве. К ним относятся:

эксперт или экспертная организация в процедуре закупки, привлекавшиеся к ее организации либо проведению для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

— юрлицо и (или) ИП, работники (работник) которых оказывали услуги по организации проводимой процедуры закупки;

— организатор проводимых процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

— учредитель, участник, собственник имущества организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

— юрлицо, находящееся в процессе реорганизации, за исключением юрлица, к которому присоединяется другое юрлицо;

— юрлицо (ИП), находящееся (находящийся) в процессе ликвидации (в стадии прекращения деятельности), в том числе признанное (признанный) в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом), за исключением юрлица, находящегося в процедуре санации;

— лицо, включенное в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

— лицо, включенное в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве <*>.

Порядок формирования списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, установлен постановлением N 60.

Уточнены условия применения префпоправки. Она может быть установлена в случаях предложения участником таких процедур закупок:

— товаров (работ, услуг) собственного производства;

— товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и государств — членов ЕАЭС.

Отдельные вопросы применения префпоправки Минстройархитектуры разъяснило в письме N 04-3-05/12377.

Моментом завершения процедуры закупки определен момент заключения договора либо отмены процедуры закупки или признания ее несостоявшейся.

В редакции Указа N 223 процедура закупки начинается с момента принятия решения о ее проведении до заключения договора <*>. Ранее в постановлении N 88 процедура подрядных торгов (торгов) завершалась приемкой объекта, товаров (работ, услуг) <*>.

Межведомственная комиссия по проведению процедур закупок при строительстве (далее — Межведомственная комиссия) создается Минстройархитектуры <*>. Ранее данная комиссия создавалась Совмином <*>.

Положение о Межведомственной комиссии утверждено постановлением N 37.

Постановление N 88 приведено в соответствие с нормами Указа N 223.

Ответы на вопросы

Вопрос: Организация осуществляет строительство «под ключ». Возможно ли привлечение проектировщиком субподрядной организации?

Ответ: Строительство «под ключ» представляет собой выполнение полного объема работ. Необходимо обращать внимание на то, какие условия установлены договором между заказчиком строительства «под ключ» и исполнителем. При этом важно учитывать, что генподрядчик может привлекать субподрядную организацию для выполнения работ.

Проектная организация, выполняющая функции генерального проектировщика, не имеет права привлекать субподрядную организацию для выполнения строительно-монтажных работ.

Вопрос: Организация осуществляет строительство жилых домов «под ключ». Строительство планируется осуществлять за счет бюджетных средств. На стадии разработки предынвестиционной документации бюджетное финансирование отсутствует.

Какую процедуру закупки выбрать, если разработка предынвестиционной документации будет осуществляться за счет собственных средств, а дальнейшее строительство — за счет бюджетных средств?

Ответ: Указ N 223 регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных средств полностью или частично. Таким образом, если при оплате строительства объекта будет задействована хоть одна копейка бюджетных средств, выбирать и проводить процедуру закупки необходимо с применением Указа N 223 и постановления N 88.

Вопрос: Коммерческой организации необходимо закупить товары (работы, услуги) при строительстве. Источник финансирования строительства объекта — 100% собственные средства. Можно ли проводить закупку без применения каких-либо процедур?

Ответ: Декрет N 7 дает право субъектам хозяйствования проводить закупки при строительстве без применения каких-либо процедур, то есть на основании общих норм о заключении договоров.

Минстройархитектуры в письме N 04-3-01/3918 рекомендует в таком случае принять на локальном уровне решение о применении процедур закупок. В частности, это целесообразно сделать бюджетным организациям и организациям с госучастием, закупающим товары, работы, услуги для строительства за собственные средства.

Вопрос: Какие виды процедур закупок при строительстве могут определить в ЛНПА коммерческие организации?

Ответ: Если субъекты хозяйствования проводят процедуры закупок за счет собственных средств, они самостоятельно определяют их виды и порядок проведения. Например, могут использовать только процедуру переговоров и проводить ее в порядке, отличном от предусмотренного постановлением N 88. Название процедур и порядок их проведения могут отличаться от предусмотренных законодательством о закупках при строительстве.

Вопрос: Нужно ли применять при закупке Указ N 223, если источником финансирования являются средства Международного банка реконструкции и развития?

Ответ: Если средства Международного банка реконструкции и развития выданы под гарантии Правительства, нормы Указа N 223 применяются.

Вопрос: Можно ли при проведении торгов установить в качестве критерия оценки «качество» и требовать от организации его подтверждения, например, посредством предоставления писем с положительными отзывами от заказчиков?

Ответ: Закрытый перечень показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ, установлен п. 19 Положения N 88.

Что касается оценки и сравнения предложений, критериями оценки могут являться цена предложения, условия оплаты, сроки выполнения работ, опыт выполнения аналогичных работ, являющихся предметом заказа, и иные критерии, относящиеся к предмету заказа. На наш взгляд, в случае установления критерия «качество» оценивать организации по такому критерию будет проблематично.

Вопрос: Как заказчику в строительстве защитить себя от недобросовестного подрядчика?

Ответ: В качестве средства защиты от недобросовестных поставщиков Минстройархитектуры ведет список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве. Порядок формирования такого списка установлен постановлением N 60. Согласно данному документу включение юрлица, в том числе ИП, в список осуществляется по решению Минстройархитектуры с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии в течение 30 календарных дней со дня получения от заказчика (организатора) заявления, а также подтверждающих документов и сведений <*>. В частности, к заявлению заказчик (организатор) прилагает документы и сведения, подтверждающие факт:

— уклонения участника-победителя от заключения договора;

— неисполнения либо ненадлежащего исполнения договора в случае его расторжения;

— расторжения заказчиком договора в случае одностороннего отказа от исполнения договора с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) <*>.

Включение в список не производится в случае, если юрлицо, в том числе ИП, было определено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в результате проведения процедуры закупки стоимостью менее 6 тысяч БВ.