В рамках мер по реализации Закона об НПА<*>, закрепившего институт правового мониторинга, Совмин определил порядок его проведения.

Справочно
Под правовым мониторингом понимается деятельность по систематическому анализу и оценке качества законодательства и практики его применения, эффективности правового регулирования общественных отношений <*>.

Объект правового мониторинга

Правовой мониторинг проводится в отношении НПА (его отдельных положений) в случаях <*>:

— частых корректировок;

— отсутствия единообразной практики применения;

— наличия других проблем правоприменения, обусловленных в том числе пробелами, коллизиями и иной правовой неопределенностью.

На заметку
Правовой мониторинг не проводится в отношении ТНПА в области технического нормирования и стандартизации.

По общему правилу НПА может стать объектом правового мониторинга не ранее 1 года после вступления его в силу <*>. Следующий мониторинг проводится не ранее чем через 3 года после проведения предыдущего. Если обнаружатся факторы, негативно и существенно влияющие на применение норм НПА, мониторинг может быть проведен раньше.

Субъекты правового мониторинга

Правовой мониторинг проводят <*>:

нормотворческие органы (должностные лица) – в отношении принятых (изданных) ими НПА;

госорганы – в отношении НПА, регулирующих общественные отношения в сфере деятельности (отрасли), в которой они проводят государственную политику, осуществляют регулирование и управление;

— иные государственные организации – в отношении НПА, которые они разрабатывали.

Указанные субъекты (далее – организаторы правового мониторинга) проводят правовой мониторинг на постоянной основе, как правило, в соответствии с ежегодно утверждаемыми планами <*>.

На заметку
К проведению правового мониторинга могут привлекаться представители иных госорганов (организаций), общественных объединений, иные заинтересованные лица.

Этапы и мероприятия

Правовой мониторинг проводится в несколько этапов <*>:

подготовительный -– определяются объект, сроки, мероприятия по проведению правового мониторинга и другие организационные вопросы;

На заметку
Для изучения предложений граждан, ИП и юрлиц организатор правового мониторинга не позднее чем за 5 рабочих дней до начала его проведения размещает на своем официальном интернет-сайте сообщение о проведении правового мониторинга <*>.

основной – оценивается качество законодательства, практики правоприменения, анализируется НПА по общим <*> и (или) специальным показателям и др.;

заключительный – обобщаются выводы, вырабатываются предложения о совершенствовании законодательства и практики правоприменения и др.

В ходе правового мониторинга <*>:

— направляются запросы заинтересованным госорганам, иным организациям;

— проводятся публичные обсуждения;

— создаются рабочие группы, в том числе межведомственные, фокус-группы;

— проводятся выездные встречи, заседания коллегиальных органов, научно-практические семинары, конференции и иные мероприятия;

— может осуществляться анализ информации из различных источников <*>.

Оформление результатов

По итогам правового мониторинга его организатор составляет справку о результатах проведения правового мониторинга по установленным требованиям <*>.

Результаты правового мониторинга используются для дальнейшего совершенствования законодательства и практики правоприменения в соответствующей сфере общественных отношений.

Документ вступил в силу с 01.02.2019.