С 21 марта 2021 года произошли некоторые изменения, связанные с деятельностью Парка высоких технологий (ПВТ). Они направлены на предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (далее — предотвращение легализации преступных доходов).

Напомним, 20 ноября 2020 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон N 165-З, согласно которым контроль за деятельностью резидентов ПВТ, осуществляющих финоперации, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации преступных доходов в пределах своей компетенции осуществляет администрация ПВТ (ст. 3 Закона N 14-З). Речь идет о резидентах ПВТ, которые (ч. 4 ст. 16 Закона N 165-З):

— оказывают услуги, связанные с созданием и размещением цифровых знаков (токенов) (далее — токены) посредством сети Интернет, включая услуги по их продвижению, а также консультационные и иные сопутствующие услуги (в части совершения сделок, предусматривающих передачу токенов их первым владельцам, и удовлетворения обусловленных созданием и размещением токенов требований их владельцев);

— осуществляют деятельность оператора криптоплатформы и оператора обмена криптовалют с использованием токенов;

— занимаются иной деятельностью с использованием токенов.

Указ от 18.03.2021 N 111 привел Устав администрации ПВТ в соответствие с Законом N 165-З, дополнив перечень функций названного госучреждения.

Одновременно c Декретом от 18.03.2021 N 1 предусмотрен ряд новшеств:

1. Определены особенности в реализации администрацией ПВТ полномочий и осуществлении ею контроля за соблюдением законодательства о предотвращении легализации преступных доходов.

Справочно
Напомним, общий перечень полномочий перечислен в ч. 2 ст. 16 Закона N 165-З. К ним относятся:
— определение требований к правилам внутреннего контроля;
— осуществление методруководства деятельностью подконтрольных лиц с учетом выявленных рисков;
— разработка рекомендаций для подконтрольных лиц с учетом особенностей их деятельности;
— проведение мероприятий по предупреждению нарушения законодательства о предотвращении легализации преступных доходов и т.д.

В частности, закреплено, что (подп. 4.1 п. 4 Декрета N 8 в новой редакции):

— требования к правилам внутреннего контроля резидентов ПВТ утверждаются Наблюдательным советом ПВТ по предложению администрации;

— проверяемые субъекты обязаны выделить проверяющим в служебном помещении рабочие места с доступом к программному обеспечению, используемому в деятельности проверяемых субъектов, а также к соответствующим данным, сформированным за период, указанный руководителем проверки (в рамках проверяемого периода).

2. Установлены права и обязанности резидентов ПВТ при выполнении законодательства о предотвращении легализации преступных доходов. Так, указанные субъекты вправе:

— отказать клиенту в осуществлении финоперации, если она отвечает критериям выявления и признакам подозрительных финопераций;

— приостановить финоперацию, но не более чем на три рабочих дня, включая день, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, для принятия решения об осуществлении финоперации либо отказе в ее осуществлении;

— отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финопераций в письменной форме при наличии в течение двух месяцев двух и более решений об отказе в осуществлении финопераций клиента.

При этом с названными решениями надо ознакомить клиента (его представителя). Уведомление следует направить в письменной форме с указанием мотивированных оснований. Сделать это можно посредством электронной почты или иным способом в порядке, установленном правилами внутреннего контроля соответствующего резидента ПВТ.

Кроме того, резидент ПВТ должен проинформировать участника финоперации о вынесении органом финмониторинга постановления о приостановлении финопераций после получения соответствующего письменного обращения этого участника.

3. Дополнен перечень оснований, при которых резидент ПВТ может лишиться своего статуса. С 21 марта 2021 года подобное возможно и в ситуации, если резидент ПВТ не выполнит предписание об устранении нарушений, вынесенное администрацией ПВТ по результатам проведения проверки (абз. 6 п. 41 Положения о ПВТ в новой редакции).

Кроме того, Декрет от 18.03.2021 N 1 запретил заниматься физлицам и юрлицам, которые не являются резидентами ПВТ, предпринимательской деятельностью:

— по оказанию в Беларуси и (или) с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет иным лицам содействия в совершении и (или) исполнении сделок (операций) с токенами. Под запрет подпадают случаи, когда субъект выступает стороной по таким сделкам (операциям) с использованием информационной системы, функционирующей в глобальной компьютерной сети Интернет, либо посредством предоставления права (разрешения) иным лицам использовать такую информационную систему;

— приобретению и (или) отчуждению (в том числе обмену) токенов, за некоторым исключением.

Такая деятельность признается незаконной.

Декрет от 18.03.2021 N 1 является временным. Подобные законодательные акты издаются в случае особой необходимости и сохраняют силу, если не будут отменены Парламентом (ч. 1, 3 ст. 101 Конституции). Со вступлением в силу названного НПА иные нормы законодательства применяются в части, ему не противоречащей.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex