Рre-installed applications — это системные приложения, встроенные производителем в операционную систему телефона (далее — предустановленные приложения). С ними устройство полностью готово к решению многих стандартных задач. Для разработчиков программ включение продукта в число предустановленных сервисов – один из эффективных способов продвижения.

Что не нравится пользователям

Производители прошивают предустановленные программы в «тело» операционной системы, и для их удаления необходимо иметь права cуперпользователя (root-права), которых по умолчанию у пользователя нет.

Лишние предустановленные программы занимают память, не давая установить другие нужные приложения, потребляют при обновлении трафик, энергию аккумулятора. Более того, некоторые из них имеют уязвимости и являются небезопасными.

Разумеется, пользователи пытаются избавиться от навязанных сервисов. С помощью настроек телефона их можно убрать со стартовой страницы, отключить обновления. Однако программы все равно будут находиться в памяти.

Вариантов радикального решения вопроса несколько. Во-первых, можно установить программы, которые дают root-права, и вручную «чистить» системные файлы. Однако производители грозят снятием «взломанных» устройств с гарантии. Они предупреждают, что в результате таких действий доступ к смартфону могут получить вредоносные приложения. Кроме того, после «взлома» могут не работать банковские приложения, которые предъявляют повышенные требования к безопасности программного обеспечения (ПО).

Во-вторых, если при продаже телефонов с такими программами были нарушены права потребителей, можно обратиться в госорганы, общества по защите таких прав и суды.

Иски, связанные с предустановленными программами как в смартфонах, так и в других устройствах, например ноутбуках, подавались в разных странах мира, в том числе России, странах ЕС, Китае.

Пример успешного обжалования из российской практики. В 2017 году были удовлетворены требования владельца мобильного телефона. Он купил смартфон в интернет-магазине, а позднее обнаружил предустановленные приложения, которые сложно удалить. Информации о таких программах не было ни на сайте продавца, ни в инструкции к мобильному телефону. Покупатель попытался вернуть товар в магазин, однако получил отказ. После этого он обратился с иском в суд через региональный центр защиты прав потребителей.

В результате рассмотрения дела в пользу покупателя была взыскана сумма, уплаченная за мобильный телефон, неустойка за просрочку выполнения требований покупателя как потребителя, компенсация морального вреда и штраф. Также штраф взыскан с магазина в пользу центра защиты прав потребителей.

Меньше повезло жителю Франции, который за 550 евро приобрел ноутбук фирмы SONY с уже установленным ПО в виде Microsoft Vista Home Premium стоимостью 450 евро (80 процентов от цены компьютера). Покупатель подал иск как потребитель, которому навязывается товар, в приобретении которого он не заинтересован, и который не может отказаться от этого. Ответчиком было европейское подразделение компании Sony Europe Limited.

Покупатель требовал очистить ноутбук от предустановленного ПО, вернуть 450 евро и выплатить 2500 евро в качестве возмещения за проявление в отношении него недобросовестной коммерческой практики (unfair commercial practice). Он оспаривал в целом практику продавать электронные устройства без отдельного указания цены на само устройство и цены на его ПО.

Со своей стороны компания SONY указывала, что компьютер и его ПО — это не два разных, а единый продукт, ни одна часть которого без другой не является работоспособной и не может продаваться по отдельности.

Дело дошло до Суда Европейского союза. В своем решении этот суд указал, что продажа компьютеров и других электронных устройств с уже установленным ПО сама по себе не является недобросовестной и несправедливой коммерческой практикой и нарушением прав потребителей, если такая продажа осуществляется честно, открыто и не вводит в заблуждение покупателей.

На что жалуются конкуренты

В политике компаний, связанной с предустановленными приложениями, нередко усматриваются нарушения требований антимонопольного законодательства, в частности злоупотребление доминирующим положением.

С 2015 по 2016 год Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) по заявлению компании «Яндекс» расследовала практику Google в отношении существующих договоров с производителями смартфонов на платформе Android. Три производителя смартфонов (Fly, Explay и Prestigio) на базе Android отказались разместить в качестве предустановленного приложение «Яндекс», сославшись на условия договоров с Google.

Отношения этой компании с производителями смартфонов были оформлены двумя типами партнерских соглашений. Согласно первому типу обеспечивалось приоритетное размещение сервисов Google. В договоре второго типа прописывались условия, по которым производитель получал свою долю прибыли от поиска (в это понятие Google включал не только контекстную рекламу в поисковой выдаче, но и выручку от поиска внутри приложений) и должен был устанавливать сервисы и приложения от Google, а не аналоги от конкурентов.

По итогам расследования было заключено мировое соглашение. Компания Google уплатила штраф и отказалась  от требований об эксклюзивности своих приложений на устройствах на базе операционной системы Android в России, обязалась не ограничивать предустановку любых конкурирующих поисковых сервисов и приложений (в том числе на главном экране по умолчанию), отказалась от стимулирования предустановки поиска Google в качестве единственного общего поискового сервиса, отказалась от применения в дальнейшем положений договоров, противоречащих условиям мирового соглашения, обязалась обеспечить права третьих лиц на включение их поисковых систем в окно выбора.

Признаки злоупотребления доминирующим положением усматривались и в политике продвижения сервисов Google на Android и в Европе.

Решения для отдельных стран

Госорганы различных стран постепенно приходят к необходимости установления правил для рынков.

По сообщениям южнокорейских СМИ, еще в 2014 году Министерство науки, информационно–коммуникационных технологий Южной Кореи разработало руководство, предусматривающее требование о том, что опция для пользователей по удалению предустановленных приложений должна быть во всех смартфонах.

При этом было проведено разграничение между приложениями, необходимыми для работы смартфона (магазин приложений, клиентский центр, программы для Wi-Fi и беспроводной связи Near Field Communication), и приложениями, которые можно заменять другими. Последние должны быть удаляемыми.

В 2016 году требования, которым должны соответствовать смартфоны, производимые в стране, подготовило Министерство промышленности и информационных технологий Китая . Согласно им пользователи должны иметь право удалять предустановленные на смартфоне приложения и сервисы, которые, по их мнению, лишние. При этом удаленные приложения не должны восстанавливаться при очередном обновлении операционной системы. Продавцы не вправе устанавливать платные приложения на продаваемые устройства без разрешения покупателя.

В 2018 году в России решили не только предоставить выбор пользователю, но и учесть интересы национальных разработчиков. Подготовлен проект плана мероприятий по развитию конкуренции. Предложено установить требования к пользовательскому оборудованию связи по наличию предустановленных отечественных сервисных приложений аналогичной функциональности (пункты 6 и 7 целевых показателей реализации мероприятий  в области информационных технологий). Как указано в пресс-релизе  ФАС, которая разработала проект, речь идет о таких стандартных приложениях, как браузер, почта, аудио-проигрыватель. Если есть российский аналог приложению, которое производитель мобильных устройств планирует предустановить на устройство связи, такой аналог должен также быть предложен потребителю.

Кроме того, у пользователей должна появиться возможность полного удаления предустановленных программ. Удалению не подвергнутся сервисные программы, необходимые для работы телефона (смартфона), потеря которых приведет к некорректной работе или отказу его работы. В качестве исполнителей данных мероприятий указаны Минкомсвязь, ФАС и Роспотребнадзор.

А что у нас

Специальные требования, касающиеся предустановленных приложений в продаваемых в Беларуси смартфонах, пока отсутствуют. В отличие от многих иных товаров телефоны надлежащего качества не подлежат обмену и возврату <*>.

При этом продавцам следует быть внимательными в части соблюдения требований законодательства, касающихся предоставления покупателям необходимой информации о продаваемом телефоне. К обязательным сведениям, которые нужно предоставить при продаже товара, отнесены сведения о его основных потребительских свойствах, правилах и условиях эффективного и безопасного пользования <*>. На наш взгляд, информация о предустановленных в телефоне программах может расцениваться в качестве таких сведений.