Подать жалобу в государственный орган или иную государственную организацию можно не выходя из дома. Достаточно для этого иметь доступ в интернет. Однако для того, чтобы вашу жалобу рассмотрели по существу, она должна соответствовать установленным требованиям.

1. Способ подачи электронных обращений

Электронное обращение направляется через государственную единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее — система обращений) (абз. 6, 9 ст. 1, ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона об обращениях граждан). Система обращений доступна в сети Интернет как ресурс обращения.бел.

Для того чтобы воспользоваться системой обращений, нужно получить к ней доступ (ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона об обращениях граждан). Для этого нужно пройти электронную регистрацию по форме на сайте системы обращений. Подать обращение можно сразу же после регистрации в личном кабинете.

Обратите внимание!
Заявление, поданное работником нанимателю, не является обращением и не регулируется законодательством об обращениях граждан и юридических лиц (п. 1 ст. 2 Закона об обращениях граждан).

2. Требования к электронным обращениям

Электронное обращение можно составить на белорусском или русском языке. Обратите внимание на то, чтобы в нем были указаны (ч. 1 п. 2 ст. 25 Закона об обращениях граждан):

— наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;

— ваши фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);

— адрес места жительства (места пребывания);

— суть обращения. При этом в текст обращения нельзя излагать в виде ссылок на интернет-ресурсы (ч. 3 п. 2 ст. 25 Закона об обращениях граждан).

Обратите внимание!
В системе обращений большинство требуемой к заполнению информации отображается автоматически исходя из сведений, внесенных при регистрации. Так, например, вам не надо заполнять свой адрес, ФИО, номер телефона и адрес электронной почты. Остальные графы формы обращения нужно заполнить по предложенным категориям. Облегчает задачу «выпадающий» список. Достаточно начать вводить первые буквы слова.

Обращение можно направить за других лиц. Для этого у вас должен быть документ (например, доверенность), который в электронном виде нужно прикрепить к обращению (ч. 2 п. 2 ст. 25 Закона об обращениях граждан).

Если указанные требования не будут соблюдены, обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу. В этом случае в течение 5 рабочих дней вам придет соответствующее уведомление в системе обращений с указанием причины принятия такого решения (ч. 4 п. 2 ст. 25 Закона об обращениях граждан).

В случае если вы отправили обращение, что называется «не по адресу», в уведомлении об оставлении обращения без рассмотрения вам должны разъяснить, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в вашем обращении (ч. 2 п. 4 ст. 15 Закона об обращениях граждан и юридических лиц).

Указанное уведомление не отправляется, если переписка с вами по изложенному в обращении вопросу была прекращена (ч. 1 п. 4 ст. 15 Закона об обращениях граждан).

3. Сроки рассмотрения электронных обращений

Электронное обращение должно быть рассмотрено не позднее 15 дней со дня его регистрации. Если такое обращение нуждается в дополнительном изучении и проверке — не позднее 1 месяца (ч. 1 п. 3 ст. 17 Закона об обращениях граждан).

Ответ на электронное обращение будет направлен вам посредством системы обращений. Также при оформлении обращения вы можете указать, проставив галочки, что ответ вам нужен по электронному или почтовому адресу. Тогда ответ поступит согласно вашему предпочтению (ч. 2 п. 3 ст. 25 Закона об обращениях граждан).

4. Можно ли отозвать электронное обращение

Электронное обращение можно отозвать. Для этого до рассмотрения обращения по существу нужно направить заявление в электронной форме тем же способом, которым было направлено электронное обращение (п. 1 ст. 16 Закона об обращениях граждан).