С 18.12.2021 вступает в силу постановление № 96, которым внесены изменения, связанные со строительством нефтяных и газовых скважин (далее — скважины). Сначала рассмотрим, с чем связаны эти изменения.

Еще с 23.09.2021 Указом № 352 упрощен и сокращен порядок инвестиционных процессов при строительстве скважины:

— облисполкомы без согласования с Президентом вправе принимать решения об изъятии и предоставлении РУП «ПО «Белоруснефть» земельных участков из земель сельхозназначения, лесного фонда (природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесов) для строительства и обслуживания скважин, возведения, реконструкции и обслуживания объектов обустройства нефтяных месторождений, а также о переводе таких земель в иные категории (подп. 1.1 п. 1 Указа № 352);

Примечание
По общему правилу такие земли предоставляются только при условии согласования Президентом, за исключением строго определенных случаев. К этим случаям теперь относятся также строительство и обслуживание скважин (п. 2 Указа № 667).

 — РУП «ПО «Белоруснефть» вправе оформлять проект отвода земельных участков в постоянное или временное пользование параллельно с выполнением работ по строительству скважин, возведению и реконструкции объектов обустройства нефтяных месторождений по фактически занятым для этих целей землям. При этом, если РУП «ПО «Белоруснефть» заняло такие земельные участки без документов, удостоверяющих право на них, это не будет являться самовольным занятием участков (подп. 1.2 п. 1 Указа № 352);

Примечание
Разработка проекта отвода земельного участка среди прочего является основанием для принятия исполкомом решения об изъятии и предоставлении земельного участка, решения о разрешении проведения проектных и изыскательских работ, строительства объекта, которые, безусловно, выдаются до выполнения строительных работ на объекте (ч. 4 п. 12 Положения № 223).

 — ограничен до 10 рабочих дней срок проведения экологической экспертизы проектной документации на строительство скважин, возведение и реконструкцию объектов обустройства нефтяных месторождений (подп. 1.4 п. 1 Указа № 352).

Примечание
Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать одного месяца со дня поступления документации, соответствующей требованиям, установленным Совмином (ст. 14 Закона № 399-З).

 Помимо изложенного, Указ № 352 ввел ряд иных правил по вопросам строительства скважин, которые повлекли изменения в ряд НПА. Так, с 18.12.2021 постановлением № 96 установлены новые формы в строительстве:

— акт приемки в эксплуатацию законченной строительством нефтяной и газовой скважины (абз. 3 подп. 1.1 п. 1 постановления № 96);

— форма гарантийного паспорта нефтяной и газовой скважины (абз. 5 подп. 1.1 п. 1 постановления № 96).

Кроме того, утвержден отдельный перечень документов, которые подрядчик в случае заключения договора стройподряда должен предоставить приемочной комиссии при приемке скважины в эксплуатацию (абз. 7 подп. 1.1 п. 1 постановления № 96): акты о начале и окончании бурения скважины, акт об измерении альтитуды устья обсадной колонны, материалы всех геофизических исследований и заключения по ним и прочие документы.

Перечень документов, которые должен предоставить приемочной комиссии застройщик (заказчик — в случае заключения договора строительного подряда), дополнен новым документом: актом о заложении скважины (в случае приемки законченной строительством нефтяной и газовой скважины) (подп. 1.3 п. 1 постановления № 96).

Обратите внимание!
Ранее постановлением № 708 (вступило в силу 12.12.2021) документация на строительство скважин (кроме проектной документации на их обустройство) вошла в перечень проектной документации, госэкспертиза которой не является обязательной, если для строительства не привлекаются бюджетные средства (подп. 1.2 п. 1 постановления № 708).

 Одновременно постановление № 96 скорректировало содержание гарантийного паспорта объекта строительства. Установлено, что подрядчик гарантирует достижение объектом указанных в проектной документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором на протяжении гарантийного срока, несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие естественного износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкции по его эксплуатации, разработанной самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами (подп. 1.2 п. 1 постановления № 96).

Таким образом, предоставление каких-либо рекламаций эксплуатирующих организаций теперь не требуется. Форма гарантийного паспорта приведена в соответствие с действующим законодательством в области строительства, которое обязывает подрядчика нести ответственность за качество выполненных работ в период гарантийного срока (п. 67 Правил № 1450).