Инна ЛЕУС

начальник управления Единого государственного регистра юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь

Субъект хозяйствования может в любое время по разным причинам самостоятельно принять решение о ликвидации. Но иногда такое решение принимается независимо от волеизъявления юрлица или ИП. В каких случаях это происходит и что делать в таких ситуациях? Какие изменения в сфере ликвидации ожидать бизнесу? Мы поговорили на эту тему с руководителем управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Леус Инной Владимировной.

Для начала расскажите, какие нововведения за последнее время в общем произошли в законодательстве в сфере ликвидации?

Последние достаточно значимые изменения произошли еще в 2017 году со вступлением в силу Декрета № 2 <*>. Отметим ряд таких изменений.

1. Подавать документы на ликвидацию юрлиц <*> и ИП стало возможно в электронном виде <*>. Вся необходимая информация об этой процедуре содержится на веб-портале ЕГР.

2. Стало возможным проводить аудит при самоликвидации <*>. Сделать это следует до обращения в регистрирующий орган. В самом заявлении о ликвидации необходимо будет указать данные о заключении договора с аудитором. Эту информацию регистрирующий орган самостоятельно направит в налоговые, таможенные органы и БРУСП «Белгосстрах».

3. Ликвидаторы юрлиц и ИП уже не обязаны обращаться в редакцию журнала «Юстиция Беларуси» для опубликования сведений о ликвидации. Необходимую информацию в электронном виде регистрирующий орган передаст самостоятельно <*>. Нужно только оплатить услуги учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» до представления в регистрирующий орган необходимых документов для ликвидации <*>.

4. Основанием для принудительной (упрощенной) ликвидации юрлиц и ИП теперь является неосуществление предпринимательской деятельности в течение 24, а не 12 месяцев подряд. При этом причины неосуществления такой деятельности во внимание не принимаются.

5. Для обжалования решений, действий (бездействия) регистрирующих органов в сфере ликвидации установлен конкретный срок – 3 года с даты принятия соответствующего решения или совершения действий (бездействия) <*>.

В чем особенности ликвидации по решению регистрирующего органа и как такая ликвидация происходит?

Ликвидация по решению регистрирующего органа – это так называемая упрощенная, но тем не менее принудительная ликвидация. Она может наступить в следующих случаях <*>:

— коммерческая организация (ИП) не осуществляет предпринимательскую деятельность 24 месяца подряд;

— налоговый орган внес представление о ликвидации в связи с признанием задолженности юрлица (ИП) безнадежным долгом и ее списанием;

— руководителя, собственника имущества (учредителя, участника) учреждения, ассоциации (союза) поставили на профилактический учет и в течение двух месяцев с этой даты не приняты меры по замене данных лиц;

— некоммерческая организация в форме учреждения или ассоциации (союза) осуществляет деятельность не в соответствии с уставом.

В настоящее время упрощенная ликвидация – это в подавляющем большинстве ликвидация «брошенных» компаний в связи с неосуществлением предпринимательской деятельности более 24 месяцев подряд <*>. В таких ситуациях чаще всего налоговая инспекция выносит представление о ликвидации и направляет его в регистрирующий орган. Основное отличие такой ликвидации от самоликвидации – регистрирующий орган не принимает во внимание, есть ли у такого субъекта кредиторская задолженность. Что важно – не перед госорганами, а перед другими субъектами (юрлицами и ИП).

При такой ликвидации ликвидационный баланс не составляется, ликвидатор не назначается. Таким образом, если в процедуре самоликвидации или ликвидации по решению суда на сайте журнала «Юстиция Беларуси» можно увидеть всю необходимую информацию – данные ликвидатора, телефон и т.д., то при упрощенной ликвидации все это отсутствует. Перечень субъектов, ликвидируемых в упрощенном порядке, просто размещается на сайте Минюста.

Для завершения такой процедуры ликвидации важны только два момента:

1. У субъекта отсутствует задолженность перед определенными госорганами и организациями (ИМНС, ФСЗН, БРУСП «Белгосстрах», таможенные органы).

2. В архив сданы все необходимые документы, в том числе документы по личному составу <*>.

Исключением здесь являются ИП, в отношении которых в регистрирующий орган от налогового органа поступила информация о непривлечении ими физлиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

А что делать, если находятся «хозяева брошенок» (участники, руководители)? Могут ли они как-то отменить процесс ликвидации, если хотят продолжать деятельность юрлица?

В данной ситуации возможен только один вариант. Поскольку регистрирующий орган принимает решение о такой ликвидации в основном по представлению налоговых органов, то и отменить процедуру ликвидации он может только при отзыве налоговым органом своего представления.

Таким образом, лицам, желающим отменить процедуру упрощенной ликвидации, нужно обращаться в налоговую инспекцию, которая инициировала ликвидацию. Такая налоговая, в свою очередь, может как отказать, так и принять решение об отзыве своего представления. Если налоговая инспекция отзывает свое представление, регистрирующий орган отменяет процедуру ликвидации, и субъект может работать дальше.

Примечание
Налоговая инспекция должна уведомить субъект хозяйствования о том, что в отношении него вынесено представление о ликвидации. Такой субъект должен подписать соответствующий акт <*>. Регистрирующий орган в свою очередь тоже должен уведомить юрлицо (ИП) о начале процедуры ликвидации <*>.

В данной ситуации завершение процедуры ликвидации может рассматриваться как более предпочтительный вариант. Субъект хозяйствования с «темным прошлым» будет исключен из ЕГР, а его бывшие участники создадут новое юрлицо или будет зарегистрирован заново ИП, к которым не будет пристального внимания налоговой инспекции.

Как быть, если документы, необходимые для сдачи в архив, например, утеряны? Юрлицо (ИП) нельзя будет в такой ситуации исключить из ЕГР?

Сдача документов, в том числе по личному составу, в архив – одно из самых важных обстоятельств при ликвидации. Без этого субъект хозяйствования нельзя исключить из ЕГР. Именно из-за этого обстоятельства сейчас множество компаний просто находятся в «подвешенном» состоянии – деятельность не осуществляется, поскольку организация находится в ликвидации, работников нет, но исключить из ЕГР нельзя.

Обратите внимание!
Сдавать документы в архив обязательно независимо от того, какая процедура ликвидации происходит – принудительная или добровольная (так называемая самоликвидация).

Однако с 2003 года с введением персонифицированного учета <*> вся информация о работниках попадает в ФСЗН автоматически. И субъекты хозяйствования (юрлица и ИП (при наличии у них наемных работников)), созданные после 1 января 2003 г., уже могут быть исключены из ЕГР без справки архива о сдаче документов <*>. Ведь определенную информацию о работниках (трудовой стаж, данные о заработной плате) можно будет при необходимости узнать в соответствующем ФСЗН.

Эта норма была введена в законодательство также в 2017 году и, можно сказать, направлена на либерализацию законодательства о ликвидации.

Обратите внимание!
За непредставление документов в архив (в случае, не указанном выше) предусмотрена административная ответственность <*>.

Какие нововведения планируются в законодательстве в сфере ликвидации?

Внесено предложение в ГК установить предельный срок для утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Сегодня такого срока нет. Есть только минимальный срок для заявления требований кредиторами – не менее двух месяцев с даты размещения сведений о ликвидации на сайте журнала «Юстиция Беларуси». Часто бывают ситуации, когда субъекты хозяйствования сознательно затягивают срок подготовки промежуточного ликвидационного баланса (тем самым затягивая срок аккумулирования требований кредиторов в единый документ, что иногда ведет к невозможности удовлетворения требований некоторых кредиторов). Предлагается установить месячный срок для составления промежуточного ликвидационного баланса. Этот срок будет исчисляться с даты окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидируемого субъекта.

Что можно порекомендовать кредиторам, должник которых находится в стадии ликвидации?

Если должник находится в процедуре самоликвидации, у кредитора есть право обратиться в регистрирующий орган в письменном виде и сообщить о непогашенной задолженности ликвидируемого субъекта. В таком случае в течение двух месяцев со дня такого сообщения субъект из ЕГР исключен быть не может <*>. Данная отсрочка исключения должника из ЕГР предоставляется кредитору в том числе для обращения в суд – либо с ходатайством о вынесении определения о запрете исключения из ЕГР (в таком случае исключение возможно только после снятия судом такого запрета), либо с заявлением о возбуждении в отношении должника производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Во втором случае должник будет ликвидироваться и исключаться из ЕГР в соответствии с законодательством о банкротстве.

В процессе упрощенной и судебной ликвидации такого права у кредиторов нет.

В целом можно сказать, что вопросы взаимодействия кредиторов и должников – это исключительно их собственные вопросы. Для того, чтобы получить от должника причитающееся вам, нужно что-то предпринимать: решать вопрос в судебном порядке, добиваться исполнения судебных решений и т.п. Немаловажным здесь является и постоянный контроль информации о статусе должника, который в любой момент из действующего может превратиться в ликвидируемого. Именно для этого на веб-портале ЕГР создан сервис по проверке субъектов хозяйствования, где всегда можно найти актуальную информацию о них. В случае необходимости получения более полной и подробной информации о должнике можно запросить выписку из ЕГР, в том числе в электронном виде. Стоимость одной выписки – 1 базовая величина <*>.

Стоит также обратить внимание на открытую информацию, размещенную на веб-портале ЕГР. Данная информация о юрлицах и ИП может использоваться в том числе для целей списания кредиторской (дебиторской) задолженности без направления запросов в Минюст и регистрирующие органы. Это позволит сэкономить и время (не нужно ждать несколько дней, пока готовится выписка), и деньги (госпошлину платить не нужно).