Действующее законодательство содержит основные положения о недобросовестной эмиссии ценных бумаг, приостановлении и запрещении эмиссии (ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг).
Данные правила детализированы в постановлении Минфина, которое вступает в силу с 25.08.2018.

Недобросовестная эмиссия и ее последствия

Эмиссию ценных бумаг (далее — эмиссия) Минфин <*> по-прежнему будет признавать недобросовестной, а их выпуск недействительным при наличии предусмотренных законодательством оснований <*>. К ним, в частности, относятся <*>:
— нарушение порядка эмиссии;
— осуществление эмиссии на основании документов, содержащих неполную и (или) недостоверную информацию.

Обратите внимание!
Недостоверной информацией являются сведения, не соответствующие действительности <*>.

Такое признание станет поводом для приостановления или запрещения Минфином эмиссии <*>. По общему правилу это будет возможно в течение года с даты начала размещения эмиссионных ценных бумаг <*>.

Таким образом, при наличии определенных нарушений порядка эмиссии Минфин вправе принять решение о:
— признании эмиссии недобросовестной, а выпуска ценных бумаг недействительным;
— приостановлении эмиссии;
— запрещении эмиссии.

Информацию об этом Минфин раскроет не позднее рабочего дня, следующего за датой принятия решения.
Она будет размещена на официальном сайте Минфина и на Едином портале финансового рынка <*>.

В день принятия указанных решений Минфин или Департамент по ценным бумагам вынесет предписание
о приостановлении торгов или обращения в отношении <*>:
— определенного выпуска ценных бумаг;
— всех ценных бумаг эмитента.

Признание выпуска ценных бумаг недействительным и запрещение эмиссии влекут изъятие ценных бумаг из обращения и возврат инвесторам средств от размещения данных ценных бумаг <*>.

Приостановление эмиссии

Эмиссия может быть приостановлена в пределах срока размещения ценных бумаг до тех пор, пока эмитент
не устранит допущенные нарушения <*>. Процесс приостановления эмиссии можно изложить в виде пошагового алгоритма.

Шаг 1. Выявив соответствующее нарушение, Минфин принимает решение о приостановлении эмиссии <*>.
В тот же день он письменно уведомляет об этом <*>:
— эмитента;
— фондовую биржу, зарегистрировавшую выпуск биржевых облигаций, эмиссия которых приостанавливается.

Установлен перечень сведений, обязательных для данного уведомления <*>. В частности, оно должно содержать:
— идентификацию выпуска ценных бумаг, эмиссия которого приостанавливается (вид, номинальная стоимость ценных бумаг, номер госрегистрации выпуска и пр.);
— дату, с которой эмиссия приостанавливается;
— причину (основание) приостановления с подробным описанием нарушения;
— срок для устранения нарушений. Он не должен быть позднее последнего дня размещения ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена.

Шаг 2. Эмитент раскрывает информацию о приостановлении эмиссии. Это необходимо будет сделать не позднее двух рабочих дней, следующих за днем получения уведомления Минфина.

Данную информацию следует раскрывать теми же способами и в том же порядке, что и информацию об эмиссии.
Как это должно происходить, определено в решении о выпуске ценных бумаг и проспекте эмиссии <*>.

Шаг 3. Эмитент устраняет допущенные нарушения и письменно уведомляет об этом Минфин. К уведомлению необходимо приложить документы, подтверждающие факт устранения нарушений. Оно должно быть направлено не позднее последнего дня срока, установленного Минфином для устранения нарушений <*>. С этого момента запускается процесс по возобновлению эмиссии.

Шаг 4. Минфин принимает решение о возобновлении эмиссии. Это произойдет в течение пяти рабочих дней с даты получения от эмитента уведомления об устранении нарушений <*>.

В день принятия указанного решения:

1. Минфин или Департамент по ценным бумагам принимает решение о возобновлении торгов ценными бумагами или обращения ценных бумаг <*>, которые были приостановлены ранее <*>.

2. Минфин уведомляет эмитента (фондовую биржу) о решении <*> с указанием в том числе даты, с которой возобновляется эмиссия <*>.

Шаг 5. Эмитент раскрывает информацию о возобновлении эмиссии в том же порядке, что и информацию об эмиссии. Срок для раскрытия данной информации — не позднее двух рабочих дней, следующих за датой получения уведомления Минфина <*>.

Запрещение эмиссии

Алгоритм запрещения эмиссии во многом схож с процессом ее приостановления.

Шаг 1. Минфин примет решение о запрещении эмиссии в следующих случаях <*>:

1) она осуществляется на основании документов, содержащих недостоверную и (или) неполную информацию;

2) выявленные нарушения порядка эмиссии носят неустранимый характер;

3) в срок, установленный Минфином, эмитент не устранил нарушения, послужившие основанием для приостановления эмиссии, и (или) не представил уведомление об их устранении. Таким образом, даже если нарушения устранены, но уведомление не направлено или направлено не вовремя, Минфин запретит эмиссию.
При этом эмиссия будет запрещена с даты, следующей за последним днем срока для устранения нарушений <*>.

Шаг 2. В день принятия указанного решения Минфин письменно уведомляет об этом фондовую биржу и (или) эмитента <*>. В уведомлении помимо иных обязательных сведений указывается дата, с которой запрещается эмиссия, и основания для данного решения <*>.

Шаг 3. Эмитент раскрывает информацию о запрещении эмиссии аналогично тому, как это происходит в случае ее приостановления <*>.

Шаг 4. Эмитент возвращает инвесторам средства, полученные от размещения запрещенных к эмиссии ценных бумаг. Для этого установлен месячный срок с даты запрещения эмиссии <*>.

Шаг 5. В течение рабочего дня после поступления к инвестору указанных средств бездокументарные ценные бумаги переводятся на счет «депо» эмитента <*>. Если речь идет о запрещении эмиссии документарных облигаций, инвестор передает их эмитенту.

Шаг 6. Эмитент письменно уведомляет Минфин о возврате средств инвесторам. Это необходимо сделать в течение пяти рабочих дней со дня окончания месячного срока для расчета с последними <*>.