Утвержденная постановлением Минэкономики от 10.05.2023 № 8 «Об определении признаков сокрытия банкротства, преднамеренного банкротства, препятствования проведению расчета с кредиторами» Инструкция (далее – Инструкция N 8) начнет действовать с 01.10.2023 вместе с Законом об урегулировании неплатежеспособности. Рассмотрим, чем Инструкция N 8 отличается от ныне действующей, утвержденной постановлением Минэкономики от 04.12.2012 N 107 (далее – Инструкция N 107).

1. Источники информации

Как и ранее, к таким источникам относятся документы, на основании которых определяется наличие (отсутствие) признаков сокрытия банкротства, преднамеренного банкротства, препятствования расчетам с кредиторами (п. 2 Инструкции N 8).

В отличие от Инструкции N 107, в Инструкции N 8:

1) среди прочих источников информации указывается:

— план санации, план ликвидации должника;

— заключение об оценке имущества должника;

— положение об учетной политике должника вместо приказа о ее утверждении (абз. 5 п. 5 Инструкции N 107);

2) отсутствуют сведения:

— о размере задолженности по обязательным платежам;

— размере задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, а также по выплате выходных пособий, оплате труда работников, выплате вознаграждений по авторским договорам и заключенным с физическими лицами гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности на дату подачи заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) (абз. 11 и 12 п. 5 Инструкции N 107).

Вместе с тем указанную выше информацию включает перечень кредиторов. К тому же перечень документов – источников информации по-прежнему открытый (абз. 16 п. 2 Инструкции N 8). Иначе говоря, антикризисный управляющий может анализировать любую необходимую ему документацию.

2. Признаки сокрытия банкротства

Пункт 8 Инструкции N 8 конкретизировал признаки сокрытия банкротства, в числе которых:

— неподача в экономический суд заявления должника о банкротстве при наличии такой обязанности;

— представление должником-ИП; должностным лицом, собственником имущества (учредителем, участником) должника – юридического (иным лицом, имеющим право давать обязательные для юридического лица указания или возможность иным образом определять его действия) недостоверных сведений и (или) документов о способности исполнить обязательства должника в полном объеме.

Наличие или отсутствие этих признаков устанавливается через выявление:

— наличия и даты возникновения оснований для обязательной подачи заявления должника в соответствии с п. 3 ст. 8, п. 3 ст. 213 и п. 2 ст. 220 Закона об урегулировании неплатежеспособности;

— факта (фактов) представления должником недостоверной информации о способности выполнить обязательства в полном объеме путем сокрытия или искажения сведений об имуществе или об обязательствах; искажения бухучета и отчетности путем внесения сведений, не соответствующих действительности; уничтожения документов и другими способами (п. 9 Инструкции N 8).

3. Препятствование расчетам с кредиторами и его признаки

Вместо определения «препятствование возмещению убытков кредитору» (гл. 6 Инструкции N 107) гл. 4 Инструкции N 8 ввела определение «препятствование проведению расчета с кредитором (кредиторами)».

Определение признаков указанного нарушения и преднамеренного банкротства размещается в разных главах (в Инструкции N 107 преднамеренное банкротство и препятствование имели общие признаки).

К признакам препятствования расчету с кредитором (кредиторами) относится сокрытие, отчуждение, повреждение или уничтожение имущества или документов должника-ИП или должника – юридического лица, совершенное этим ИП или должностным лицом, собственником имущества, учредителем (участником) либо управляющим (иным лицом, имеющим право давать обязательные для юридического лица указания или возможность иным образом определять его действия) (п. 14 Инструкции N 8).

В Инструкции N 8 отсутствуют нормы, как определять наличие (отсутствие) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), которые есть в Инструкции N 107.

4. Исследуемый период

Остался таким же – не менее двух лет. Точка его отсчета — до даты возбуждения дела о несостоятельности или банкротстве либо до даты открытия конкурсного производства, если вводился защитный период (ч. 1 п. 3 Инструкции N 8). По Инструкции N 107 – до даты определения наличия (отсутствия) признаков нарушений.

При определении новым управляющим признаков, свидетельствующих, что предыдущий управляющий препятствовал расчетам с кредитором, исследуемый период составляет весь срок исполнения обязанностей управляющего в деле о несостоятельности или банкротстве должника (ч. 2 п. 3 Инструкции N 8).

Перечень случаев, при которых новый управляющий определяет наличие (отсутствие) признаков нарушений, дополнило:

— отсутствие справки о наличии (отсутствии) признаков нарушений в материалах дела о несостоятельности или банкротстве;

— наличие в материалах дела о несостоятельности или банкротстве справки, составленной прежним управляющим, согласно которой есть спор между управляющим и лицами, участвующими в деле о несостоятельности или банкротстве;

— признаки препятствования расчетам с кредитором (кредиторами) в действиях прежнего управляющего или иных лиц, имевших право принимать решения в отношении должника от имени управляющего (ч. 2 п. 4 Инструкции N 8).

5. Отражение результатов

По итогам определения признаков нарушений антикризисный управляющий составляет справку (по Инструкции N 107 – экспертное заключение).

Форму справки и информацию, которую в ней надо отразить, закрепило приложение к Инструкции N 8. Подписывает справку руководитель управляющего – юридического лица, управляющий-ИП (ч. 1 п. 5 и п. 6 Инструкции N 8).

Примечание
В случае полного отсутствия источников информации антикризисный управляющий делает в справке вывод о невозможности определить наличие (отсутствие) признаков нарушений (ч. 2 п. 5 Инструкции N 8).

Инструкция N 8 вступает в силу 01.10.2023.