Опубликован Закон Республики Беларусь от 31.12.2021 N 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения», вносящий изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь. Об этом читайте в комментарии НК-2022: УСН, единый налог с ИП и иных физлиц, новый налог на профессиональный доход

На сайте Минфина опубликован проект НК на 2022 год (далее — проект НК-2022). Рассмотрим наиболее значимые изменения, касающиеся УСН, единого налога с ИП и иных физлиц, а также изучим основные моменты по новому налогу на профессиональный доход, изменения в части подоходного налога, НДС, налога на прибыль, транспортного налога с организаций, налога на доходы с иностранных организаций, акцизов, налога на недвижимость, земельного налога, в контроле трансфертного ценообразования.

УСН для организаций

Согласно проекту НК-2022 с 1 января 2022 года не вправе применять УСН нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальном бюро, и адвокаты.

Предполагается уменьшение значения критериев для перехода на УСН и для применения данного режима налогообложения.

Перейти на УСН с 1 января 2022 года смогут организации, у которых:

— численность работников в среднем за январь — сентябрь 2021 года не более 50 чел.;

— валовая выручка нарастающим итогом за эти девять месяцев — не более 1 612 500 бел. руб. (п. 2 ст. 327 проекта НК-2022).

В настоящее время значения данных критериев выше и составляет соответственно не более 100 чел. и 1 623 479 руб. руб. (абз. 2 ч. 1 п. 2 ст. 327 НК). Однако, для перехода на УСН организации необходимо будет соблюдать новые значения критериев, что предусмотрено отдельной нормой п. 11 ст. 2 проекта Закона о внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь.

Впервые зарегистрированные плательщики будут вправе применять УСН в 2022 году со дня их государственной регистрации, если списочная численность работников организации не превышает 50 чел.

Право на УСН будут утрачивать организации с месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором:

— численность работников в среднем с начала года превысила 50 чел.;

— валовая выручка нарастающим итогом превысила 2 150 000 бел. руб. (подп. 6.3 и 6.4 ст. 327 проекта НК-2022).

И в случае превышения данных значений в 2021 году, организация не сможет продолжить применение УСН в 2022 году

Проектом НК-2022 предусмотрено только две ставки налога при УСН:

— 16 % в отношении внереализационных доходов, указанных в подп. 3.7 ст. 174 НК, которая действует в настоящее время (абз. 2 подп. 1.3 ст. 329 НК);

— 6 % в отношении валовой выручки, кроме внереализационных доходов, указанных в подп. 3.7 ст. 174 НК.

Таким образом, проектом НК-2022 исключается возможность применения УСН с уплатой НДС. И, соответственно, отчетным периодом с 2022 года признается только календарный квартал.

Кроме того, проектом НК-2022 предусматривается изложение главы 32 «Упрощенная система налогообложения» в новой редакции, которая вступит в силу с 1 января 2023 года.

С 2023 года предполагается расширение перечня организаций, которые не имеют права на УСН. К ним добавлены организации:

— имеющие один или несколько филиалов, состоящих на учете в налоговых органах (подп. 2.1.3 ст. 324 проекта НК-2022);

— получившие от других лиц наличные (безналичные) денежные средства, которые не подлежат включению в валовую выручку согласно правилам УСН, в т.ч. если такие денежные средства получены:

на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров, договоров транспортной экспедиции либо по договорам, заключенным во исполнение таких договоров;

как возмещение (оплата) расходов (в т.ч. возмещение арендодателю (лизингодателю, наймодателю) расходов;

в связи с участием в расчетах между иными лицами путем получения денежных средств от одного лица и их передачи (перечисления) другому лицу (ч. 1 подп. 2.1.6 ст. 324 проекта НК-2022).

Однако данное ограничение не будет применяться, если организация отразит в учетной политике решение о признании вышеуказанных денежных средств внереализационными доходами с последующим налогообложением их в составе валовой выручки (ч. 4 подп. 2.1.6 ст. 324 проекта НК-2022).

Также останется право на УСН, если получение организацией денежных средств:

— является получением займа (кредита) либо его возвратом;

— ошибочно зачислено (в т.ч. из-за технической ошибки банка) и возвращено организацией не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом их получения;

— является возвратом денежных средств из-за неисполнения организацией обязательств либо связано с возвратом товаров (отказом от работ, услуг).

Для целей применения УСН налоговой базой остается валовая выручка, т.е. выручка от реализации и внереализационные доходы, определяемые с учетом особенностей данной системы налогообложения. При этом предполагается установить единственный вариант отражения выручки для налога при УСН — кассовый принцип. Согласно данному принципу выручка облагается по мере оплаты товаров (работ, услуг), имущественных прав (возмещения расходов и поступления иных сумм, составляющих выручку), в т.ч. получения предварительной оплаты, аванса, задатка (п. 3 ст. 328 проекта НК-2022).

Кроме того, предполагается оставить только одну ставку налога при УСН в размере 6%.

Также изменения предполагаются в порядке ведения учета. Плательщики УСН обязаны вести учет в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН. Данный учет может осуществляться в личном кабинете плательщика по установленной форме. При этом такие плательщики смогут использовать электронные сервисы, функционирующие в личном кабинете, для заполнения книги учета доходов и расходов и декларации по налогу при УСН. Кроме того, наряду с ведением учета в книге учета доходов и расходов организации вправе вести бухгалтерский учет и (или) составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность на общих основаниях, в т.ч. в целях организации учета, не обеспеченного ведением учета в указанной книге (п. 5 ст. 33 проекта НК-2022). Однако кассовый принцип отражения выручки сохраняется в любом случае.

УСН и единый налог для ИП

С 1 января 2022 года применять УСН не вправе ИП, оказывающие услуги, за исключением:

туристической деятельности;

деятельности в сфере здравоохранения;

деятельности сухопутного транспорта;

услуг по общественному питанию;

деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и (или) мотоциклов (подп. 2.6 ст. 324 проекта НК-2022).

Как отмечено выше, исключается возможность применения УСН с уплатой НДС.

Для ИП также предполагается установить общую ставку налога в размере 6%, оставив при этом действующую в размере 16 % в отношении внереализационных доходов, указанных в подп. 9.10 ст. 205 НК, а также  в отношении валовой выручки, полученной ИП от коммерческих (за исключением акционерных обществ) и (или) некоммерческих организаций, руководителями, участниками, собственниками имущества которых  являются эти ИП, а также лица, состоящие с ними в отношениях близкого родства или свойства в соответствии со ст. 195 НК.

С 1 января 2023 года для ИП исключается возможность применения УСН.

Кроме того, проектом НК-2022 также определено, что единый налог с ИП и иных физлиц утрачивает свое действие с 1 января 2023 года (абз. 5 ст. 7 проекта Закона о внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь). Следовательно, после вступления в силу данных норм с 2023 года для ИП останется только общий порядок налогообложения с уплатой подоходного налога.

Единый налог с физлиц в проекте НК-2022 также сохранен до 1 января 2023 года (п. 14 ст. 2 проекта Закона о внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь).

С 1 января 2023 года вводится новый налог на профессиональный доход (гл. 40 проекта НК-2022).

Плательщиками этого налога признаются физические лица.

Объектом налогообложения являются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученные:

— от источников в Республике Беларусь, от источников за пределами Республики Беларусь, а также в отношении имущества, расположенного на территории Республики Беларусь, плательщиками — гражданами Республики Беларусь;

— от источников в Республике Беларусь, а также в отношении имущества, расположенного на территории Республики Беларусь, иными плательщиками.

Не будут облагаться этим налогом доходы, полученные плательщиками:

— от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

— от сдачи физическим лицам внаем жилых помещений, за исключением предоставления плательщиками жилых помещений для краткосрочного проживания;

— от продажи имущества, использовавшегося плательщиком для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

— от реализации лекарственных растений, ягод, грибов, орехов, другой дикорастущей продукции;

— от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их нанимателями менее двух лет назад;

— от предпринимательской, нотариальной деятельности и др.

Ставки налога на профессиональный доход предусмотрены в следующих размерах:

— 10 % — в отношении доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если сумма доходов не превышает в пределах календарного года 60000 бел. руб.;

— 20 % — в отношении доходов, превысивших критерий 60000 бел. руб.

Предполагается, что плательщики налога на профессиональный доход до получения в календарном году первого дохода обязаны будут установить приложение «Налог на профессиональный доход» и направить через него в налоговый орган уведомление о применении налога на профессиональный доход. Уплачивать данный налог необходимо за отчетный месяц. Налоговый орган через приложение будет уведомлять о сумме налога, подлежащей уплате.

Кроме того, налог на профессиональный доход вправе будут уплачивать ремесленники в отношении ремесленной деятельности. Однако следует иметь в виду, что перейти на применение налога на профессиональный доход можно до уплаты ремесленного сбора. Если ремесленный сбор уплачен за год (его часть), изменить порядок налогообложения нельзя (п. 1 ст. 370, п. 4 ст. 372 проекта НК-2022).


Подоходный налог

Проектом НК на 2022 год планируются изменения в отношении подоходного налога. В частности, предполагаются:

1) увеличение размеров стандартных налоговых вычетов;

2) увеличение предельных годовых размеров доходов, освобождаемых от налогообложения;

3) изменения в перечнях необлагаемых доходов (не признаваемых объектом и освобождаемых);

4) повышение ставок налога в отношении доходов от сдачи в аренду / наем жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест;

5) введение ставки налога 20%:

— в отношении сумм превышения расходов над доходами (сейчас 16%);

— при установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления подоходного налога налоговым агентом (сейчас 13%).

Для налоговых агентов предусмотрена новая обязанность: ежеквартально не позднее 20-го числа следующего за кварталом месяца представлять в электронной форме налоговую декларацию по подоходному налогу.

Для ИП сохраняется возможность применения подоходного налога по ставке 16%. Существенных изменений в порядке налогообложения их доходов не ожидается.


Ожидаемые изменения в части НДС

1. Изменения в части НДС для ИП

Проектом планируется:

— снизить до 460000 руб. критерий выручки в целях признания ИП на ОСН плательщиками НДС (в 2021 году такой критерий составляет 465255 руб.) (подп. 1.1 ст. 113 НК);

— предоставить возможность ИП аннулировать ранее принятое решение об уплате НДС в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, указанным в ранее представленном уведомлении о принятом решении об уплате НДС (для ИП, госрегистрация которых осуществлена в текущем году, — не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем его госрегистрации);

— исключить нормы об исчислении НДС для ИП на УСН в связи с отменой режима налогообложения УСН с уплатой НДС.

2. Изменения в объектах налогообложения НДС

Ожидается, что в 2022 году из числа оборотов, не признаваемых объектами налогообложения НДС, будет исключена выдача контрольных (идентификационных) знаков для маркировки товаров.

3. Изменения в порядке определения места реализации для цели НДС

Проектом предлагается:

— закрепить порядок определения места реализации товаров при электронной дистанционной продаже товаров. Ожидается, что местом реализации товаров будет признаваться территория Республики Беларусь, если в момент завершения транспортировки товаров (независимо от ее вида) при электронной дистанционной продаже товаров покупателю Республики Беларусь товары находятся в Республике Беларусь;

— уточнить, что для определения места оказания работ, услуг для цели исчисления НДС работы, услуги будут рассматриваться как непосредственно связанные с недвижимым имуществом, если недвижимое имущество необходимо для их выполнения (оказания) и когда они предоставляются в отношении недвижимого имущества, имея целью его физическое изменение или изменение вещных прав на него;

— дополнить перечень услуг, на которые распространяется порядок определения места реализации услуг, работ, непосредственно связанных с недвижимым имуществом. Планируется, что к ним будут относиться услуги по управлению недвижимым имуществом (за исключением управления инвестиционным недвижимым имуществом), посреднические услуги при продаже или при сдаче в аренду (пользование) недвижимого имущества, а также при создании или передаче имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением посреднических услуг при предоставлении мест для временного проживания (в гостиницах, санаториях, домах (лагерях) отдыха, кемпингах), если посредник действует от имени и в интересах другого лица), юридические услуги, связанные с передачей (оформлением) права собственности на недвижимое имущество, его регистрацией, установлением или передачей имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением юридических услуг, предметом оказания которых является предоставление консультаций по исполнению договора о передаче недвижимого имущества или прав на него, его регистрации);

— закрепить, что к услугам в электронной форме будут приравниваться телекоммуникационные услуги (за исключением услуг телевизионного и звукового вещания и услуг в электронной форме, определенных в п. 4 ст. 117 НК) и услуги телевизионного и звукового вещания;

— добавить в перечень услуг, место реализации которых определяется по месту нахождения исполнителя, услуги, оказываемые (приобретаемые) в целях подтверждения соответствия процесса производства, продукции, иных объектов требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации и (или) требованиям, установленным законодательством иностранного государства или международными стандартами.

4. Изменения в части освобождения от НДС

Ожидается, что в 2022 году от НДС будут освобождаться обороты по реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, работ (услуг), оказываемых белорусским организациям и белорусским ИП в целях подтверждения соответствия процесса производства, продукции, иных объектов требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации и (или) требованиям, установленным законодательством иностранного государства или международными стандартами.

5. Изменения в определении момента фактической реализации (МФР)

В НК-2022 запланировано:

— уточнить порядок определения МФР работ (услуг), результаты которых не могут быть использованы до завершения их выполнения (оказания) в случае, когда договором не предусмотрено указание дат завершения выполнения или приемки работ, услуг. Так, планируется закрепить, что если первичный учетный документ содержит различные даты его подписания, то датой его составления признается наиболее поздняя из дат;

— изложить в новой редакции п. 7 ст. 121 НК о порядке определения дня выполнения строительных работ, уточнив, что днем выполнения работ считается последний день месяца их выполнения при подписании принимающей стороной актов выполненных работ за отчетный месяц до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным. Также планируется пояснить, что 10-е число не переносится, если приходится на выходной день;

— дополнить п. 29 ст. 121 НК об определении МФР при реализации объектов иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь. Так, планируется, что в качестве МРФ не будет признаваться день предварительной оплаты, если будет отсутствовать факт отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав иностранной организацией либо предварительная оплата возвращена иностранной организацией до установленной законодательством даты представления налоговой декларации (расчета) по НДС за отчетный период, на который приходится день осуществления предварительной оплаты;

— исключить положения об определении МФР «по оплате» для организаций на УСН в связи с отменой возможности применения организациями режима налогообложения УСН с уплатой НДС.

6. Изменения в ставках НДС

Проектом предлагается закрепить основание для применения ставки НДС 10% в отношении лекарственных препаратов, прошедших все стадии технологического процесса, за исключением процессов фасовки и (или) упаковки. Основанием будет являться заключение Минздрава на ввоз таких лекарственных препаратов на территорию Республики Беларусь, подтверждающее их предназначение для выполнения стадий технологического процесса «фасовка» и (или) «упаковка».

7. Изменения в части корректировок НДС

Ожидается, что в 2022 году плательщики смогут уменьшить налоговую базу на суммы отмененных санкций за нарушение покупателями условий договоров при заключении мирового соглашения, соглашения о примирении и др., если ранее на такие суммы налоговая база была увеличена. Планируется, что изменения в части уменьшения налоговой базы будут вноситься в декларацию по НДС за:

— отчетный период, на который приходится отмена (полностью или частично) сумм санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров, если иное не установлено в ч. 3 п. 9 ст. 129 НК-2022;

— прошлый налоговый период, в котором на отмененные (полностью или частично) суммы санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров налоговая база была увеличена в соответствии с подп. 4.2, ч. 2 п. 39 ст. 120 НК — если отмена (полностью или частично) сумм санкций приходится на текущий налоговый период, по итогам которого либо сумма требуемого уменьшения налоговой базы может превышать сумму налоговой базы за этот текущий налоговый период, либо возможная для уменьшения налоговая база за этот текущий налоговый период отсутствует.

8. Изменения в части налоговых вычетов

Ожидается, что в 2022 году:

— будут уточнены положения подп. 24.15 ст. 133 НК о восстановлении вычетов при порче, утрате товаров. Так, вычеты не будут восстанавливаться в случае утраты товара при его хранении, транспортировке и (или) реализации в пределах норм естественной убыли (потерь, боя), установленных законодательством, а при их отсутствии — в пределах норм, установленных руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным;

— будет закреплено, что для целей распределения вычетов по НДС удельным весом в общую сумму оборотов не будут включаться обороты по возмещению, облагаемые плательщиком в соответствии с подп. 9.3 и 9.4 ст. 122 НК, в отношении которых в соответствии с абз. 3 п. 12 ст. 134 НК суммы НДС подлежат распределению методом раздельного учета.

9. Изменения в части возврата НДС

Ожидается, что в ст. 137 НК будет добавлен подп. 5-1, в котором будет закреплен срок для возврата превышения НДС в случае направления плательщику уведомления по результатам последующего этапа камеральной проверки в соответствии с ч. 1 п. 8 ст. 73 НК. Планируется, что возврат должен будет осуществляться не позднее пяти рабочих дней со дня:

— получения от плательщика дополнительных документов, информации и (или) пояснений, в том числе о внесении соответствующих исправлений в документы, либо декларации по НДС с внесенными изменениями и (или) дополнениями, которые приняты налоговым органом в обоснование установленных в ходе последующего этапа камеральной проверки обстоятельств;

— составления акта камеральной проверки в соответствии с ч. 4 п. 8 ст. 73 НК в сумме, которая признана обоснованно предъявленной плательщиком к возврату.

Кроме того, предлагается установить, что зачет суммы превышения НДС в порядке, установленном ст. 137 НК, может быть произведен в счет уплаты установленных НК авансовых платежей при наличии объекта налогообложения по соответствующему налогу (сбору), пошлине, в том числе у иного лица.

10. Изменения в части «ввозного» НДС

Проектом предлагается дополнить п. 1 ст. 139 НК положениями о том, что «ввозной» НДС при ввозе товаров с территории ЕАЭС не взимается налоговыми органами при помещении таких товаров под:

— таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада;

— таможенную процедуру реимпорта при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

11. Изменения по НДС при оказании услуг в электронной форме иностранными организациями (иностранными ИП)

В 2022 году ожидается, что состав плательщиков НДС будет пополнен иностранными ИП — согласно дополнениям, ожидаемым в п. 1 ст. 141 НК, теперь они наравне с иностранными организациями при реализации покупателям Республики Беларусь услуг в электронной форме будут обязаны исчислять и уплачивать НДС в бюджет Республики Беларусь.

Одновременно ч. 1 п. 1 ст. 141 НК планируется дополнить вторым исключением, когда НДС иностранным организациям (иностранным ИП) исчислять и уплачивать не нужно, если оборот по реализации таких услуг в текущем налоговом периоде не превышает сумму, эквивалентную 10000 евро (без учета НДС), определенную исходя из курса центрального банка государства по месту государственной регистрации такой иностранной организации (иностранного ИП), на последнее число квартала, в котором такие услуги реализованы покупателю Республики Беларусь.

Планируется расширить также перечень покупателей услуг в электронной форме — в п. 2 ст. 141 предлагается добавить подп. 2.2, согласно которому покупателями будут признаваться также организации. При приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации (иностранного ИП) организация-покупатель должна будет уплатить НДС, если она не является плательщиком НДС по оборотам по реализации объектов в соответствии с законодательством Республики Беларусь и при этом на дату оказания услуг выполняется хотя бы одно из следующих условий:

— Республика Беларусь является местом госрегистрации организации;

— местом нахождения банка, в котором открыт счет, используемый организацией для оплаты услуг в электронной форме или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется оплата, является территория Республики Беларусь;

— сетевой (IP) адрес устройства, использованного организацией при приобретении таких услуг, зарегистрирован в Республике Беларусь (относится к адресному пространству Республики Беларусь);

— международный код страны телефонного номера, используемого организацией для приобретения или оплаты таких услуг, присвоен Республике Беларусь.

12. Новшество по НДС при электронной дистанционной продаже товаров иностранными организациями (иностранными ИП)

В НК-2022 планируется добавить новую статью — ст. 141-1 «Особенности исчисления и уплаты НДС иностранными организациями (иностранными ИП) при электронной дистанционной продаже товаров». Особенности, которые в 2022 году предлагается установить при электронной дистанционной продаже товаров иностранными организациями (иностранными ИП), практически полностью соответствуют особенностям исчисления и уплаты НДС иностранными организациями (иностранными ИП) при оказании услуг в электронной форме (ст. 141 НК с учетом вносимых в 2022 году дополнений).

13. Изменения по возврату (возмещению) сумм НДС диппредставительствам

и консульским учреждениям иностранных государств

В список оборотов, перечисленных в п. 1 ст. 142 НК, по которым диппредставительствам и консульским учреждениям иностранных государств производится возврат (возмещение) сумм НДС, в 2022 году предполагается включение оборотов по предоставлению на территории Республики Беларусь объекта аренды. Соответствующие дополнения планируется внести и в ч. 1 п. 4 ст. 142 НК.


Изменения в части налога на прибыль

Инвестиционный вычет

Проектом НК-2022 вносятся изменения в подп. 2.2 п. 2 ст. 170 НК и предлагается увеличить предельные значения применения инвестиционного вычета:

с 15% до 20% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию) — по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию;

с 30% до 40% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию) — по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию.

Выплаты работникам

В проекте НК-2022 в новой редакции излагается п. 2.9 ст. 170 НК где:

— дается новая формулировка состава расходов на оплату труда, включаемых в затраты по производству и реализации.

Действующая редакция: «в расходы на оплату труда включаются любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной формах, вознаграждения по итогам работы за год, выплаты, носящие характер вознаграждений по итогам работы за год, премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства».

Предлагаемая редакция: «в состав затрат по производству и реализации включаются расходы на оплату труда (любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах за исполнение трудовых обязанностей, в том числе все виды стимулирующих и компенсирующих выплат, в размерах и по основаниям, установленным законодательством, соглашением, коллективным договором, иным локальным правовым актом, трудовым договором)»;

— предлагается включить в состав затрат по производству и реализации расходы на выплату среднего заработка и выходных пособий, начисляемых в случаях, предусмотренных законодательством.

Расходы на рекламу

Проектом НК-2022 предлагается дополнить ст. 170 НК пунктом 2.10, в котором дается подробная расшифровка расходов на рекламу для целей исчисления налога на прибыль, а именно:

— расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети;

— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.

Топливно-энергетические ресурсы

Предлагается в затраты по производству и реализации включать в полном размере, без учета нормирования, затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на основные производственные нужды, вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды за исключением затрат на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, а также на оплату зарядки электромобилей на зарядных станциях, израсходованных в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (п. 2.11 ст. 170 проекта НК-2022).

Нормируемые затраты

В состав прочих нормируемых затрат планируется включить расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении в соответствии с законодательством рекламной игры, а также расходы на иные виды рекламы за исключением указанных в подп. 2.10 п. 2 ст. 170 проекта НК-2022 (п. 2.10 ст. 171 проекта НК-2022).

Внереализационные расходы

В состав внереализационных расходов предлагается включить отчисления нанимателями денежных средств профсоюзным организациям в размере не более 0,15 процента от фонда заработной платы для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, новогодних елок, удешевления стоимости детских новогодних подарков, пропаганды здорового образа жизни, возрождения национальной культуры, реализации иных социально значимых целей, определяемых коллективным договором или иным соглашением между нанимателем и профсоюзной организацией (п. 3.51-2 ст. 175 проекта НК-2022).

Право на увеличение ставки налога

Местным Советам депутатов предоставляется право увеличивать (не более чем на 2 процентных пункта) ставку налога на прибыль для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль в соответствующие местные бюджеты (п. 10 ст. 184 проекта НК-2022).


Транспортный налог с организаций

1. Какие изменения ожидаются в составе плательщиков

Планируется расширить перечень организаций, не признаваемых плательщиками транспортного налога, за счет включения в него органов внутренних дел и подчиненных им (входящих в их систему) организаций.

2. Какие изменения ждут перечень объектов налогообложения, льготы по налогу

Предполагается из перечня транспортных средств, не признаваемых объектом обложения транспортным налогом, исключить транспортные средства, выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц. Одновременно такие транспортные средства будут добавлены в перечень транспортных средств, освобождаемых от транспортного налога. Иными словами, такие транспортные средства с 1 января 2022 г. будут признаваться объектом обложения транспортным налогом, но при подтверждении фактов угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК, плательщики вправе будут применить по ним освобождение (льготу) от транспортного налога.

3. Что изменится в ставках налога

Ставки налога с организаций установлены в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства согласно п. 1 приложения 27 к НК. Изменение размера ставок налога Проектом НК-2022 не предусмотрено.

В 2021 году в случае, если сведения о разрешенной максимальной массе ТС отсутствуют, налог рассчитывается исходя из минимальной ставки налога для соответствующего типа транспортных средств. В 2022 году планируется данную норму распространить и на расчет транспортного налога за автобусы, информация о вместимости которых отсутствует. Таким образом, налог за такие автобусы будет рассчитываться исходя из минимальной ставки налога, установленной для автобусов. Это ставка для автобусов с числом посадочных мест до 20 включительно (подп. 1.5 п. 1 приложения 27 к НК).

4. Что планируется изменить в порядке уплаты налога

Предполагается, что излишне уплаченные суммы налогов, сборов (пошлин), пеней могут быть зачтены в счет уплаты авансовых платежей по транспортному налогу по заявлению плательщика-организации. Зачет может быть произведен в порядке, установленном ст. 66 НК.


Налог на доходы иностранных организаций

1. Уточняется термин «дивиденды»

Дивиденды и приравненные к ним доходы признаются объектом обложения налогом на доходы в соответствии с подп. 1.4 ст. 189 НК. В настоящее время под дивидендами понимается доход, начисленный организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения (ч. 1 подп. 2.4 ст. 13 НК).

К дивидендам планируется отнести также доход от доверительного управления составляющим паевой инвестиционный фонд имуществом, выплачиваемый владельцу инвестиционного пая по принадлежащим ему инвестиционным паям (за исключением части средств, получаемых в связи с прекращением существования этого фонда) (п. 3 ст. 1 Проекта).

2. В объекте налогообложения в виде доходов по кредитам, займам появится исключение

В подп. 1.2.1 ст. 189 НК планируется добавить, что его положения не распространяются на доходы, начисленные (выплаченные) иностранной организации, предоставившей отсрочку, рассрочку оплаты по договору за реализуемые ею товары (работы, услуги), имущественные права (п. 82 ст. 1 Проекта).

3. Услуги по обучению, установке, тестированию приобретаемого либо полученного во временное пользование НМА исключаются из объекта налогообложения

В перечень налогооблагаемых доходов от выполнения работ, оказания услуг входят доходы по установке, наладке, обследованию, обслуживанию, измерению, тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений, сооружений, нематериальных активов, находящихся на территории Республики Беларусь. В настоящее время из этих доходов сделано исключение: доходы, получаемые от обучения, проведения консультаций и (или) оказания услуг по установке, наладке, обследованию, измерению и тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений и сооружений, которые являются неотъемлемым условием внешнеторгового договора на их приобретение в собственность (во временное пользование) (подп. 1.12.11 ст. 189 НК).

Со следующего года указанное исключение будет касаться не только приобретаемых (полученных во временное пользование) линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений и сооружений, но еще и нематериальных активов (п. 82 ст. 1 Проекта).

4. Вносится дополнение, какие еще компенсации облагаются налогом на доходы

В п. 2 ст. 189 НК планируется внести дополнение в части признания объектом налогообложения компенсаций за исполнение долговых обязательств (п. 82 ст. 1 Проекта).

5. Определено, куда физлица и нерезиденты должны сдавать декларации по выплачиваемым доходам от операций с ценными бумагами

В ч. 2 п. 5 ст. 193 НК добавлено положение о том, в какой налоговый орган следует представить декларацию по налогу на доходы налоговым агентам — физическим лицам, иностранным организациям, не имеющим в Республике Беларусь представительства и не состоящим на налоговом учете, при выплате другой иностранной организации (плательщику налога) доходов от операций с ценными бумагами, реализуемыми (погашаемыми) на территории Республики Беларусь (подп. 1.11.3, 3.3 и 3.5.7 ст. 189 НК). Такие налоговые агенты должны будут подавать декларацию в налоговый орган по месту постановки на учет организации, осуществляющей торговлю ценными бумагами (п. 85 ст. 1 Проекта).

6. Расширен перечень случаев, когда не нужно представлять подтверждение резидентства

Планируется дополнить ч. 13 п. 1 ст. 194 НК положением о том, что подтверждение постоянного местонахождения не представляется иностранными организациями, состоящими на учете в налоговом органе в соответствии с подп. 1.7 ст. 70 НК. Принимая во внимание планируемые изменения в подп. 1.7 ст. 70 НК, подтверждение не будут представлять иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, а также иностранные организации, осуществляющие электронную дистанционную продажу товаров (п. 27, 86 ст. 1 Проекта).

7. Вводится еще один случай, когда не нужно представлять документы, подтверждающие сумму дохода участника (участников) иностранной организации

В ч. 15 п. 1 ст. 194 НК определены документы, которые необходимо представлять в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента для подтверждения суммы дохода участника (участников) иностранной организации. Случаи, когда эти документы представлять не нужно, установлены в ч. 17 п. 1 ст. 194 НК. С 2022 года эту часть планируется дополнить нормой о том, что положения ч. 15 п. 1 ст. 194 НК не применяются, если в налоговый орган представлен список всех участников на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы, заверенный должностным лицом иностранной организации, содержащий информацию о доле дохода, приходящегося на участников, имеющих постоянное местонахождение в соответствующем государстве (п. 86 ст. 1 Проекта).

8. Уточняется, какая иностранная организация признается фактическим владельцем дохода

В ч. 1 п. 2 ст. 194 НК определены условия, при которых иностранная организация признается имеющей статус фактического владельца дохода. Эту часть планируется изложить в новой редакции, дополнив ее, в частности, положением о том, что фактический владелец является непосредственным выгодоприобретателем дохода и вправе самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом по своему усмотрению. Проектом также предусмотрено введение критериев, которые принимаются во внимание при определении факта осуществления иностранной организацией предпринимательской деятельности. Кроме того, в НК закрепляется, что при определении статуса иностранной организации в качестве фактического владельца дохода учитываются выполняемые ею в целях получения такого дохода функции, имеющиеся полномочия и принимаемые риски (п. 86 ст. 1 Проекта).


Изменения в части акцизов

1. Вводятся новые подакцизные товары

В п. 1 ст. 150 НК-2021 приведен закрытый перечень товаров, признаваемых подакцизными. Всего он насчитывает 14 позиций. Но отметим, что согласно п. 1 Указа N 300 с 01.04.2020 подакцизным товаром также является и замещающий мазут.

Проектом предусмотрено дополнить перечень подакцизных товаров еще двумя позициями. Это жидкости для электронных систем курения и нетабачная никотиносодержащая продукция. Соответственно, для них приняты ставки акцизов (п. 68 и 183 Закона об изменениях в НК).

2. Изменения в части сигарет с фильтром

Статьей 156 НК-2021 определены особенности применения ставок акцизов на сигареты с фильтром и порядок уведомления плательщиком о максимальных розничных ценах на сигареты с фильтром и их соответствии ценовым группам. Обратим внимание, что в названной статье положения применяются в зависимости от ценовой группы сигарет с фильтром. В 2021 году таких групп установлено три.

С 2022 года Проектом предложено оставить только две группы для указанных подакцизных товаров (п. 69 и 183 Закона об изменениях в НК).

3. Нюансы применения налоговых вычетов для отдельных плательщиков

Планируется, что с будущего года глава 15 «Акцизы» НК-2021 будет дополнена новой статьей — ст. 159-1 «Особенности применения налоговых вычетов производителями нефтепродуктов» (п. 68 Закона об изменениях в НК).

В принципе, в новой части все подробно и понятно расписано для указанной категории плательщиков акцизов. Отметим лишь, что в 2021 году для этой группы плательщиков действуют аналогичные положения (за исключением некоторых нюансов), которые предусмотрены Указом N 53.

4. Увеличиваются ставки акцизов по большинству подакцизных товаров

Напомним, что ставки акцизов устанавливаются в белорусских рублях. И поэтому они ежегодно индексируются. Не станет исключением и 2022 год. Однако индексация планируется не по всем подакцизным товарам. В отношении некоторых из них ставки акцизов предлагается сохранить на уровне 2021 года.

Примечание
На 2021 год ставки акцизов установлены согласно приложению 1 к НК и  приложению к Указу N 53. По замещающему мазуту ставка предусмотрена п. 2 Указа N 300.

Теперь о ставках более детально по всем группам подакцизных товаров (приложение 1 к НК из п. 183 Закона об изменениях в НК).

Ожидается увеличение ставок:

— на спирт этиловый из пищевого сырья, спирт синтетический, спирт этиловый денатурированный, спирт этиловый ректификованный технический;

— крепкие алкогольные напитки;

— вина плодовые крепленые марочные;

— вина фруктово-ягодные натуральные, сидры фруктово-ягодные;

— вина натуральные, в том числе игристые, шампанские, газированные и шипучие;

— слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов и сидры (за исключением фруктово-ягодных);

— пиво и пивной коктейль;

— спиртосодержащую продукцию;

— все табачные изделия.

Предусматривается не изменять ставки:

— на автомобильный бензин и дизельное топливо;

— судовое топливо;

— газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

— масла моторные, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания.


Изменения по налогу на недвижимость для организаций и физлиц (в т.ч. ИП)

Для организаций планируются следующие изменения.

1. Корректировки в порядке определения налоговой базы при исчислении налога на недвижимость по арендованным объектам налогообложения у физлиц (в т.ч. ИП). Напомним, что согласно п. 2 ст. 229 НК организации-арендаторы рассчитывают налог исходя из наибольшей стоимости арендованного объекта. При этом сравниваются стоимость, указанная в договоре аренды, и стоимость, определенная исходя из оценки объекта:

— по оценочной стоимости, определенной территориальными организациями по госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по обращениям собственников на 1 января текущего года (подп. 2.1 ст. 229 НК);

— указанной в заключении об оценке (по рыночной стоимости) на 1 января текущего года, выданном аттестованным оценщиком (ИП либо работником ИП или организации) (подп. 2.2 ст. 229 НК);

— произведенной в ином порядке, предусмотренном Положением N 187 (подп. 2.3 ст. 229 НК).

С 2022 года предполагается, что иной порядок будет установлен НК (ч. 1 п. 7 ст. 2 Закона о внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь).

В частности, стоимость объектов налогообложения на 1 января календарного года, принадлежащих физлицам, для определения налоговой базы будет определяться исходя из:

— расчетной стоимости 1 кв. м типового капстроения (здания, сооружения) и общей площади (для машино-мест — площади) объекта налогообложения;

— расчетной стоимости 1 м типового капстроения (здания, сооружения) и протяженности сооружения, у которого отсутствует площадь.

Размеры расчетной стоимости 1 кв. м (1 м) типового капстроения (здания, сооружения) будут установлены в приложении 31 к проекту НК-2022. При этом физлицо-владелец указанных объектов вправе представить в налоговый орган заключение о независимой оценке их рыночной стоимости в ценах на 1 января года, за который исчисляется налог. Такие заключения составляют организации или ИП, осуществляющие оценочную деятельность. Рыночная стоимость этих объектов будет приниматься ИМНС в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость (п. 3 ст. 229 проекта НК-2022).

2. Предполагается, что освобождение от налога на недвижимость впервые введенных в действие капстроений (зданий, сооружений), их частей в течение одного года с даты приемки согласно подп. 1.13 ст. 228 НК не будет применяться в отношении самовольных построек, принятых в эксплуатацию на основании решений местных органов власти (ч. 2 подп. 1.13 ст. 228 проекта НК-2022).

Внесены изменения в список организаций, при сдаче в аренду которым бюджетные организации не приобретают статус плательщиков налога на недвижимость в отношении сданных в аренду объектов налогообложения. В этот перечень включены представительства, органы международных организаций и межгосударственных образований (абз. 6 ч. 2 п. 5 ст. 226 проекта НК-2022).

Дополнен список объектов, которые не признаются объектами налогообложения у организаций. В него включены полученные в безвозмездное пользование культовые капстроения (здания, сооружения), их части с религиозными организациями (объединениями), зарегистрированными в соответствии с законодательством (подп. 2.7 ст. 227 проекта НК-2022).

3. Пониженные ставки налога на недвижимость (0,2% — 0,8%) не будут применяться в отношении капстроений (зданий, сооружений), их частей, введенных в действие на основании решений местных органов власти о принятии самовольных построек в эксплуатацию (ч. 2 п. 5 ст. 230 проекта НК-2022).

4. Исчисление налога на недвижимость по ставкам, уменьшенным решениями местных Советов депутатов, будет производиться с 1 января года, в котором такие решения приняты, если это прямо предусмотрено в них (ч. 2 п. 3 ст. 232 проекта НК-2022). Напомним, что согласно ч. 1 п. 3 ст. 232 НК исчисление налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производится с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято.

5. Определен порядок исчисления налога на недвижимость организациями, которые применяют общий порядок налогообложения либо особый порядок налогообложения, предусматривающий уплату налога на недвижимость, в случае, если они переходят на особый порядок налогообложения без уплаты этого налога (п. 9 ст. 232 НК). Такие организации прекращают исчислять налог на недвижимость с 1-го числа первого месяца квартала, с которого осуществлен такой переход (ч. 3 п. 9 ст. 232 проекта НК-2022).

Для физлиц (в т.ч. ИП) планируется:

1) внести изменения в порядок предоставления льгот. Предлагается отменить льготу в виде освобождения от налога на недвижимость одного жилого помещения в многоквартирном или в блокированном жилом доме, принадлежащем физлицу на праве собственности или принятого им по наследству, доли в праве собственности или доли в наследстве на указанное имущество. Однако планируется сохранить указанную льготу для определенных категорий физлиц (пенсионеры; инвалиды I и II группы; несовершеннолетние дети; лица, признанные недееспособными; военнослужащим срочной военной службы и физлица, проходящие альтернативную службу; лица, имеющие право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах» — (далее — физлица-льготники)).

При наличии у физлица-льготника 2 и более объектов налогообложения льгота будет предоставляться в отношении одного объекта, налоговая база по которому больше, чем налоговая база по иным таким объектам, принадлежащим плательщику. При наличии 2 и более объектов налогообложения, налоговая база которых равна между собой, льгота будет предоставляться в отношении одного объекта, приобретенного (полученного) плательщиком ранее других (подп. 4.4 ст. 228 проекта НК-2022).

Кроме того, будет освобождаться от налога на недвижимость только один жилой дом с нежилыми постройками (при их наличии), одно не завершенное строительством капстроение, расположенное на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, принадлежащее физлицу-льготнику. Льгота будет предоставляться вне зависимости от того, зарегистрированы ли в этих жилых домах иные трудоспособные лица. При наличии у физлиц-льготников 2 и более таких объектов налогообложения порядок предоставления льготы будет аналогичен порядку при льготировании жилых помещений в подобных ситуациях (подп. 4.5 ст. 228 проекта НК-2022).

Порядок предоставления льгот по налогу на недвижимость членам многодетных семей не меняется (подп. 4.3 ст. 228 проекта НК-2022);

2) изменить порядок определения налоговой базы налога на недвижимость для физлиц. С 2022 г. он будет регулироваться НК и использовать:

— единый метод определения стоимости недвижимости — на основании базовой расчетной стоимости 1 кв. м типового здания и сооружения;

— новую расчетную стоимость 1 кв. м типового здания и сооружения.

Размеры стоимостей, которые будут применяться при определении налоговой базы, установлены приложениями 28 — 31 к проекту НК-2022.

Также планируется конкретизировать площади объектов недвижимости, которые подлежат применению, в целях определения налоговой базы. Стоимость принадлежащих физлицам капстроений (зданий и сооружений), их частей будет определяться исходя:

— из расчетной стоимости 1 кв. м типового капстроения (здания, сооружения) и общей площади (для машино-мест — площади) садового домика, дачи, гаража, иного нежилого здания и сооружения, машино-места, а также указанных объектов, не завершенных строительством;

— расчетной стоимости 1 кв. м типового капстроения (здания, сооружения) и общей площади жилого помещения для жилого дома, жилого помещения в многоквартирном или блокированном жилом доме, а также указанных объектов, не завершенных строительством;

— расчетной стоимости 1 м типового капстроения (здания, сооружения) и протяженности сооружения, у которого отсутствует площадь.

При этом владелец указанных объектов будет вправе представить в налоговый орган заключение о независимой оценке их рыночной стоимости в ценах на 1 января года, за который исчисляется налог. Такие заключения составляют организации или ИП, осуществляющие оценочную деятельность. Рыночная стоимость указанных объектов будет приниматься инспекцией МНС в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость (п. 3 ст. 229 проекта НК-2022).

Напомним, что сейчас налоговая база налога на недвижимость для физлиц определяется исходя из стоимости объектов налогообложения, порядок расчета которой установлен Указом N 187 (п. 3 ст. 229 НК);

3) установить ставку налога на недвижимость в размере 0,1% (подп. 1.2 ст. 230 проекта НК-2022). Напомним, что сейчас физлица уплачивают налог по следующим ставкам (подп. 1.2 ст. 230 НК):

— 0,2% — в отношении жилых помещений в многоквартирных или блокированных жилых домах для физлиц, имеющих два и более жилых помещения в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах на праве собственности, принятых по наследству, доли в праве собственности или доли в наследстве на указанное имущество;

— 0,1% — в отношении иных объектов налогообложения.

Кроме того, предполагается, что при исчислении налога на недвижимость по жилым помещениям в многоквартирном и блокированном жилом доме, которые являются объектами налогообложения налогом на недвижимость для физлиц, не будут учитываться решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога. Напомним, что сейчас такие увеличения не применяются организациями согласно установленному перечню и в определенных случаях (п. 3 ст. 230 НК, абз. 7 п. 3 ст. 230 проекта НК-2022);
4) установить, что уплата налога на недвижимость за 2022 год будет производиться в следующем порядке (п. 8 ст. 2 Закона о внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь):

не позднее 15.11.2022авансовый платеж в размере 50% исчисленной за 2022 год суммы налога на основании извещения налогового органа, вручаемого физлицу не позднее 01.09.2022;

не позднее 15.11.2023доплата налога на основании извещения налогового органа, вручаемого не позднее 01.09.2023.

Напомним, что в 2021 году в общем случае налог на недвижимость физлицом уплачивается не позднее 15.11.2021 на основании извещения налогового органа, вручаемого такому плательщику не позднее 01.09.2021 (п. 4, 5 ст. 233 НК).


Изменения по земельному налогу

Корректировки порядка определения налоговой базы

Ежегодно кадастровая стоимость земли, применяемая в качестве налоговой базы земельного налога, пересчитывается. По проекту НК-2022 налоговая база на 01.01.2022 для исчисления земельного налога за 2022 год определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:

— для общественно-деловой и производственной зон — в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2019 и 2020 годы и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2021 и 2022 годы;

— для жилой многоквартирной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны, проиндексированных с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2021 и 2022 годы;

— для жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату оценки этих зон.

Примечание
Плательщикам земельного налога не нужно самостоятельно определять налоговую базу в указанном порядке. Они, как и прежде, могут получить сведения о кадастровой стоимости земельного участка на 01.01.2022, зайдя на сайт ГУП «Национальное кадастровое агентство».

Увеличение порога кадастровой стоимости земли для целей установления налоговой базы

Какая налоговая база (площадь или кадастровая стоимость предоставленного земельного участка) применяется для исчисления земельного налога зависит от установленного порога кадастровой стоимости земельных участков. Размер порога по всем видам оценочных зон на 2022 год планируется увеличить следующим образом:

Вид оценочной зоны земельного участка Размер порога (в руб. за гектар)
2021 год <*> 2022 год
Общественно-деловая зона для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций 8 608 9 228
Общественно-деловая зона для размещения автомобильных рынков, игорных заведений 5 738 6 151
Общественно-деловая зона для размещения иных объектов 31 298 33 551
Производственная зона 15 648 16 775
Рекреационная зона 17 213 18 452
Жилая многоквартирная зона 45 905 49 210
Жилая усадебная зона 22 953 24 606
———————————

<*>  Подп. 6.5 — 6.11 ст. 240 НК.

Индексация ставок земельного налога

Предполагается увеличение на прогнозный показатель инфляции ставок земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы применяется их площадь, по всем оценочным зонам:

Вид оценочной зоны земельного участка Размер ставки (в руб. за гектар)
2021 год <*> 2022 год
Общественно-деловая зона, производственная зона, рекреационная зона 172,13 184,52
Жилая многоквартирная зона 11,49 12,32
Жилая усадебная зона 22,96 24,61
———————————

<*>  Подп. 6.1 — 6.3 ст. 241 НК.

Традиционно проиндексируют ставки земельного налога на земли сельхозназначения (приложения 3 и 4 к НК). Кроме того, ставка на такие земли, занятые капстроениями, планируют установить в размере 1,04 руб. за гектар вместо 0,97 руб. (п. 3 ст. 241 НК).

Общие корректировки в порядке исчисления земельного налога и представлении деклараций

Предусматривается, что исчисление или прекращение исчисления земельного налога, его пересчет в различных ситуациях (при переходе на общий порядок налогообложения, использовании льготы, при сдаче в аренду капстроений на освобожденных земельных участках и в иных случаях) (далее — обстоятельство) будет производиться не с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, а с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором возникли данные обстоятельства.

Изменения и (или) дополнения, связанные с возникшими обстоятельствами, вносятся в декларацию по земельному налогу не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место данные обстоятельства.

Изменения в порядке исчисления земельного налога в отношении некоторых земельных участков

Земельные участки (их части), на которых расположены капстроения (здания, сооружения), их части, принятые в эксплуатацию на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов о принятии самовольных построек в эксплуатацию. Ожидается, что в отношении таких земельных участков не будет применяться освобождение по подп. 1.30 ст. 239 НК как по земельным участкам, на которых расположены впервые введенные в действие капстроения (здания, сооружения).

Кроме того, в отношении таких земельных участков организации не смогут применять к ставке земельного налога понижающие коэффициенты (0,2; 0,4; 0,6; 0,8), установленные п. 12 ст. 241 НК.

Земельные участки, занятые конструктивными элементами воздушных линий электропередачи, напряжением ниже 35 киловольт, госрегистрация которых не требуется (далее — линии электропередачи), используемые энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго». По таким земельным участкам планируется особый порядок установления вида оценочной зоны и налоговой базы. Земельный налог с учетом установленных особенностей будет исчисляться следующим образом:

— с 01.01.2022 — если линии электропередачи введены в эксплуатацию до 31.12.2021;

— с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом ввода линий электропередачи в эксплуатацию — при их введении начиная с 01.01.2022.

Дополнен порядок применения к ставке коэффициентов по решениям местных органов власти

Планируется закрепить применяемый на практике порядок. Так, земельный налог по ставкам, уменьшенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов, принятыми в соответствии с п. 10 ст. 241 НК, исчисляется с 1 января года, в котором такие решения приняты, если это прямо предусмотрено в них.

Отметим, описанные выше изменения по проекту НК-2022 планируется ввести с 01.01.2022.

Вместе с тем, проект НК-2022 содержит также положения об изменении в земельном налоге с 01.01.2023.

В частности, предусматривается увеличение ставки земельного налога на коэффициент 3 в отношении земельных участков, предоставленных организациям для строительства и (или) обслуживания объектов недвижимого имущества, на которых имеются объекты незавершенного строительства. К таким земельным участкам относятся земельные участки, занятые вновь возводимыми зданиями, сооружениями и передаточными устройствами, возведение которых превысило 3 года с даты предоставления земельного участка. При этом датой предоставления земельного участка является дата принятия уполномоченным госорганом решения — основанием для возникновения или перехода прав на земельный участок.

Земельный налог по ставке, увеличенной на коэффициент 3, исчисляется с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором истек трехлетний период строительства объекта, по последнее число последнего месяца квартала, в котором:

— осуществлена госрегистрация последнего из возводимых объектов;

— принят в эксплуатацию последний из возводимых объектов (в случае, когда госрегистрация объекта не требуется).


Трансфертное ценообразование

1. Уточнение терминов, введение контроля ТЦО сделок по кредитам (займам), по операциям с ценными бумагами

Внешнеторговые сделки, совершенные со взаимозависимым лицом, являются объектом контроля ТЦО (подп. 1.1 ст. 88 НК). С 2022 года определение внешнеторговой сделки (подп. 1.3 ст. 87 НК) планируется дополнить сделками, совершенными с иностранной организацией, иностранным гражданином:

— по предоставлению (получению) кредитов (займов);

— по реализации, приобретению, погашению ценных бумаг (п. 36 ст. 1 Проекта).

Следовательно, указанные сделки, совершенные с иностранными взаимозависимыми лицами, станут с 2022 года объектом контроля, если цена сделок с одним контрагентом в календарном году превысит стоимостной порог, определенный в подп. 3.1 ст. 88 НК.

В связи с расширением контроля уточняются некоторые другие термины (подп. 1.6, 1.8 — 1.10 ст. 87 НК), определение цены анализируемой сделки. Вводятся определения новым терминам (п. 36 ст. 1 Проекта):

кредиты (займы) — любые кредиты (займы), независимо от способа их оформления, за исключением коммерческого займа;

ценная бумага — ценная бумага, производная ценная бумага, производный финансовый инструмент.

Кроме того, для целей контроля ТЦО реализация (погашение) ценных бумаг, предоставление кредита (займа) будут признаваться реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, а получение ценных бумаг, кредита (займа) — приобретением товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 2 ст. 87 НК, п. 36 ст. 1 Проекта).

Из этого можно сделать вывод, что сделки по предоставлению или получению кредита (займа), по реализации (погашению) или получению ценных бумаг, совершенные с белорусскими взаимозависимыми лицами, указанными в подп. 1.2 ст. 88 НК, с 2022 года тоже планируется контролировать по ТЦО, если цена сделок (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году превысит стоимостной порог, указанный в подп. 3.2 ст. 88 НК.

Справочно
В НК-2022 планируется сохранить ограничение затрат по правилам тонкой капитализации (ст. 172 НК) в отношении заемных средств по кредитам, займам (при этом коммерческие займы по-прежнему исключаются из объекта такого контроля).

2. Определять суммы цен сделок с одним контрагентом нужно будет с учетом сделок по кредитам (займам)

В связи с введением новых объектов контроля уточняется порядок определения суммы цен сделок с одним контрагентом. Для этого суммируются значения цены каждой сделки с контрагентом по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, предоставлению кредита (займа) или значения цены каждой сделки с ним по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, получению кредита (займа).

При этом для целей применения п. 3 ст. 88 НК для сделок по предоставлению (получению) кредитов (займов) ценой сделки признается сумма кредита (займа) (п. 4 ст. 88 НК, п. 37 ст. 1 Проекта).

3. Определено, какие кредиты (депозиты) не будут контролироваться по ТЦО

Независимо от того, удовлетворяет ли сделка условиям контроля ТЦО, не будут подлежать контролю (п. 5 ст. 88 НК, п. 37 ст. 1 Проекта):

— сделки по предоставлению или получению кредита (займа), если цена (стоимость) сделки определена международным договором Республики Беларусь;

— межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до 7 календарных дней (включительно).

4. Вводится условие включения премий, бонусов в цену анализируемой сделки

Проектом уточняются условия, при которых цена анализируемой сделки соответствует рыночной цене. В частности, вводится дополнение, что суммы премий, бонусов, предоставленных в сделках по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются при определении цены анализируемой сделки в случае их включения в состав внереализационных доходов в порядке, предусмотренном подп. 3.25 ст. 174 НК, не позднее 365 дней после совершения анализируемой сделки (ч. 2 п. 3 ст. 87 НК, п. 36 ст. 1 Проекта).

5. В сведениях о сделке планируется указывать ее вид

В составе сведений о сделке, в отношении которой произведена корректировка налоговой базы или суммы убытка, нужно будет указывать еще и вид сделки (реализация или приобретение товара (работ, услуг), имущественных прав, предоставление (получение) кредита (займа)) (ч. 2 п. 5 ст. 87 НК, п. 36 и 44 ст. 1 Проекта).

Справочно
Сведения о сделке (в том числе ее вид) в настоящее время указываются в стр. 1.3 раздела 1  документации и экономического обоснования примененной цены (абз. 4 подп. 4.2, ч. 3 п. 5 ст. 97 НК).

6. Устанавливаются критерии сопоставимости кредитных сделок

Планируется дополнить подп. 2.1 ст. 89 НК новой частью, в которой устанавливаются критерии, учитываемые при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий по кредитам (займам), поручительству и банковской гарантии. К таким критериям относятся (п. 38 ст. 1 Проекта):

— кредитная история и платежеспособность соответственно получателя кредита (займа) и лица, обязательства которого обеспечиваются поручительством или банковской гарантией;

— характер и рыночная стоимость обеспечения исполнения обязательства;

— срок, на который предоставляется кредит (заем);

— валюта кредита (займа);

— порядок определения процентной ставки (фиксированная или плавающая), дохода от долгового обязательства;

— иные условия, которые оказывают влияние на величину процентной ставки, дохода от долгового обязательства, (вознаграждения).

7. Устанавливаются характеристики НМА, которые учитываются при определении сопоставимости сделок

Подп. 2.3 ст. 89 НК дополняется положениями о том, что при оценке влияния нематериальных активов, которыми владеют, пользуются или распоряжаются стороны сделок либо которые являются объектом их контроля, учитываются (п. 38 ст. 1 Проекта):

— вид НМА;

— исключительность НМА;

— наличие и срок правовой охраны;

— территория действия прав на использование НМА;

— срок службы, стадия жизненного цикла НМА (разработка, совершенствование, использование);

— права и функции сторон, связанные с увеличением стоимости НМА в результате их совершенствования;

— возможность получения дохода от использования НМА.

8. Уточняется критерий признания организаций с сопоставимой деятельностью

В ч. 2 п. 3 ст. 89 НК определены критерии признания организации организацией, осуществляющей сопоставимую деятельность. В настоящее время одним из таких критериев является то, что такая организация не участвует прямо и (или) косвенно в другой организации долей такого участия более 20% или не имеет в качестве учредителя (участника) организацию с долей прямого участия более 20%. С 2022 года порог такого участия будет составлять не менее 20% (п. 38 ст. 1 Проекта). То есть, если организация имеет долю участия ровно 20%, то сейчас она отвечает критерию признания организации с сопоставимой деятельностью, а с 2022 года не будет признаваться таковой.

Справочно
Доля участия в размере не менее 20% является одним из критериев, по которому лица признаются взаимозависимыми (абз. 2, 3, 5 и 7 ч. 2 п. 1 ст. 20 НК).

9. Расширяется состав информации, используемой для расчета налоговой базы при контроле ТЦО

В связи с введением новых объектов контроля (сделок по предоставлению, получению кредитов (займов), реализации, приобретению, погашению ценных бумаг) планируется дополнить состав информации, которая используется в контроле ТЦО при установлении правильности определения налоговой базы налога на прибыль или размера убытка. В частности, будет использоваться (абз. 2 и 7 ч. 1 п. 1 ст. 90 НК, п. 39 ст. 1 Проекта):

— информация о ценах (курсах иностранных валют, процентах (доходах) по кредитам (займам)) и котировках, сложившихся по итогам биржевых торгов (аукционов, иных публичных торгов), проведенных в Республике Беларусь или иностранных государствах;

— данные информационно-ценовых агентств, располагающих сведениями о ценах организаций, их бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, о курсах иностранных валют, ставках процентов по кредитам (займам), кредитных рейтингах доходности долговых ценных бумаг, производных финансовых инструментов.

При отсутствии информации о сопоставимых сделках по предоставлению (получению) займа планируется использовать информацию о совершенных в сопоставимых условиях банковских вкладах (депозитах), выпусках облигаций юрлиц (п. 2 ст. 90 НК, п. 39 ст. 1 Проекта).

10. Исключаются условия применения метода распределения прибыли

Из п. 3 ст. 91 НК планируется исключить часть 3, в которой в настоящее время определено, что метод распределения прибыли применяется при невозможности использования иных методов и при наличии взаимосвязи деятельности взаимозависимых лиц — сторон анализируемой сделки; при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности (п. 40 ст. 1 Проекта).

11. Уточнения в порядке определения диапазона рыночных цен

Проектом уточняется, что порядок определения диапазона рыночных цен, установленный в п. 12 ст. 91 НК, не распространяется на случаи, указанные в п. 4 ст. 92 НК. В этом пункте установлено, как определяется диапазон рыночных цен на основе биржевых котировок. В него планируется добавить, что диапазоном рыночных цен признается интервал между минимальной и максимальной ценой сделок, зарегистрированный биржей на дату их совершения (п. 40 и 41 ст. 1 Проекта).

12. Устанавливаются особенности применения метода сопоставимых рыночных цен для новых объектов контроля

В ст. 92 НК планируется ввести положение о том, что при использовании данных информационно-ценовых агентств о ценах (диапазонах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) в целях применения метода сопоставимых рыночных цен по валютно-обменным операциям, сделкам с драгоценными металлами, ценными бумагами, кредитам (займам) минимальным и максимальным значениями диапазона рыночных цен могут признаваться соответственно опубликованные минимальное и максимальное значения цен по сделкам, совершенным в аналогичный период времени в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях (п. 41 ст. 1 Проекта).

13. Изменения в применении метода цены последующей реализации

Проектом уточняется, что данный метод применяется при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 42 ст. 1 Проекта).

Из п. 4 ст. 93 НК предложено исключить положение о том, что если валовая рентабельность у анализируемой стороны сделки превышает максимальное значение диапазона рыночных показателей рентабельности, указанного в п. 1 ст. 93 НК, цена анализируемой сделки определяется исходя из фактической цены последующей реализации товара и валовой рентабельности, которая соответствует максимальному значению такого диапазона рыночных показателей рентабельности (п. 42 ст. 1 Проекта).

14. Новый случай, когда не нужно представлять документацию по ТЦО

Проектом предусматривается, что по сделкам с ценными бумагами, осуществленными на организованном рынке ценных бумаг, документация не составляется (п. 44 ст. 1 Проекта).

15 Изменения в составе сведений документации и экономического обоснования

В документации и в экономическом обосновании примененной цены в числе сведений о доходах и расходах по анализируемой сделке (сейчас это раздел 9 и раздел 7 соответственно) с 2022 года планируется указывать еще и сведения о размере и условиях предоставления (получения) надбавки к цене (скидки с цены) или премий, бонусов, предоставляемых (получаемых) при выполнении покупателем (заказчиком) условий (подп. 4.10, ч. 3 п. 5 ст. 97 НК, п. 44 ст. 1 Проекта).

Поскольку расширился перечень контролируемых видов сделок и состав сведений о них, в 2022 году следует ожидать изменения в формах отчетности по ТЦО.

 Читайте также

Памятка по упрощенной системе налогообложения