Планируется, что сумму материальной помощи на оздоровление, выплаченную руководителю государственной организации, в 2019 году возможно будет учесть при налогообложении прибыли в полном размере, но при определенных условиях.

Согласно действующему в 2018 году налоговому законодательству, если оказание материальной помощи на оздоровление установлено законодательными актами и постановлениями Совмина, то расходы, связанные с ее выплатой, можно учесть при налогообложении прибыли <*>.

Руководителю государственной организации выплата материальной помощи на оздоровление при предоставлении ему трудового отпуска предусмотрена постановлением Совмина N 597. Размер ее ограничен и составляет не более двух его окладов — один раз в течение календарного года, в некоторых случаях — не более 0,5 установленного общего фиксированного оклада <*>.

Расходы по выплате материальной помощи на оздоровление сверх установленных законодательством размеров при налогообложении прибыли не учитываются <*>.

Следовательно, в 2018 году расходы по выплате материальной помощи на оздоровление руководителю государственной организации в размерах, установленных Постановлением N 597, учитываются при налогообложении прибыли.

Что касается учета данной выплаты при налогообложении прибыли в 2019 году отметим следующее. В проекте НК–2019 (по состоянию на 17.09.2018) для целей исчисления налога на прибыль вводится новое понятие «нормируемые затраты». Они относятся к затратам, учитываемым при налогообложении прибыли. Перечень их является закрытым <*>.

Прежде всего в их число вошли расходы, нормы для которых установлены законодательством (командировочные расходы, расходы на списание топливно-энергетических ресурсов и др.) либо в некоторых случаях руководителем организации (потери от недостачи, порчи, боя при хранении, транспортировке или реализации товаров (запасов) при отсутствии на них норм естественной убыли или законодательно установленных норм и др.).

Кроме этого, в состав нормируемых затрат включены прочие нормируемые затраты.

Планируется, что совокупный размер прочих нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, не сможет превышать 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов от операций по сдаче в аренду, иное возмездное и безвозмездное пользование имущества <*>.

В состав указанных прочих нормируемых затрат планируется включить и выплаты физлицам, работающим в организации по трудовым договорам в виде единовременной выплаты (материальной помощи, пособия) на оздоровление <*>.

Как видим, в проекте НК–2019 снимается ограничение для отнесения на затраты расходов на выплату материальной помощи на оздоровление в зависимости от вида нормативного правового акта (далее — НПА), ее устанавливающего. Теперь это могут быть не только законодательные акты и постановления Совмина, но другие НПА (постановления Минтруда и соцзащиты, Нацбанка и других органов государственного управления).

Таким образом, в НК–2019 планируется предусмотреть возможность включения в налогооблагаемые затраты расходов, связанных с выплатой руководителю государственной организации материальной помощи на оздоровление. Однако для целей исчисления налога на прибыль организации необходимо будет контролировать совокупный размер прочих нормируемых затрат, куда входит и вышеназванная выплата, с предельно допустимым их значением, которое определяется в порядке, установленным НК.

В проекте НК–2019 сохранена норма о том, что материальная помощь работникам, выплата которой не предусмотрена законодательством или произведена сверх размеров, установленных законодательством, включается в затраты, не учитываемые при налогообложении <*>.