На сайте Минфина размещен проект изменений в НК на 2019 год. Он, помимо прочего, предусматривает изменения и дополнения в порядке учета и налогового контроля плательщиков.

Постановка на учет некоммерческих организаций

Устанавливается единый подход при постановке на учет в налоговом органе некоммерческих организаций.

Постановка на налоговый учет любых некоммерческих организаций, постановка на учет которых не осуществлялась при их госрегистрации, будет производиться на основании заявления с одновременным представлением к нему копий документов:

— свидетельства о государственной регистрации;

— устава;

— документов, подтверждающих служебное положение руководителя — юридического лица либо лица, исполняющего его обязанности;

— документов, подтверждающих полномочия лица, осуществляющего руководство бухучетом.

При предоставлении копии документов необходимо иметь с собой оригиналы. Оригиналы документов возвращаются плательщику после их сверки с копиями.

В настоящий момент требования о приложении перечня вышеуказанных документов предъявляются только при постановке на учет религиозных организаций.

Постановка на учет физлиц

Предлагается производить постановку на налоговый учет физлица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, не только по его заявлению, но и без такового — на основании полученных налоговым органом документов и (или) информации о плательщике и (или) наличии у него объектов налогообложения (получаемых доходах, принадлежащих объектах недвижимости, земельных участках и т.д.).

Налоговые проверки по НК

Перечень проверок, порядок организации и проведения которых устанавливается НК, пополнился проверками, исключенными из сферы действия Указа N 510, а именно проверками:

для подтверждения обоснованности возврата проверяемому субъекту разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

по заявлению плательщика;

при реорганизации плательщика;

для проверки факта неосуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних шести месяцев подряд в целях признания задолженности такого субъекта безнадежным долгом и ее списания.

Проверяемый период в части вопросов соблюдения налогового законодательства планируется ограничить пятью годами, аналогично как и по Указу N 510.

В части иных вопросов в пределах компетенции налоговых органов проверяемый период ограничивается тремя годами, предшествующими году принятия решения о назначении проверки, и истекшим периодом текущего календарного года.

На заметку
В некоторых случаях период, за который проводится проверка, не будет ограничиваться — к примеру, в случаях проведения проверки по особым поручениям госорганов, в частности органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам.
Также в случае представления уточненной декларации по налогу на прибыль, согласно которой увеличивается (возникает) сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией по налогу на прибыль, или уточненной налоговой декларации по НДС, согласно которой увеличиваются налоговые вычеты по сравнению с ранее представленной декларацией по НДС, за период, превышающий пятилетний период, проверка проводится включая период, за который представлена налоговая декларация (расчет) с изменениями и (или) дополнениями.

Пени

С 2019 г. планируется ограничить размер начисляемых пеней по результатам проверки. Их размер не должен превышать сумму доначисленного налога, сбора (пошлины), подлежащего уплате в бюджет.

Камеральный контроль

В НК вводится новое понятие камеральный контроль.

Под камеральным контролем подразумевается контроль, осуществляемый налоговым органом по месту своего нахождения на основании изучения налоговых деклараций, деклараций о доходах и имуществе, иных документов и (или) информации о плательщике, имеющихся в налоговом органе. Будет проводиться в формах (этапах):

— предварительного контроля;

— последующего контроля;

— камеральной проверки.

О перечне вопросов, подлежащих камеральному контролю на каждом его этапе см. таблицу.

Камеральный контроль

Предварительный контроль Последующий контроль Камеральная проверка
Устанавливает:

— своевременность постановки на учет в налоговых органах;

— порядок представления и оформления налоговых деклараций и др. документов;

— своевременность и полноту уплаты в бюджет налогов, сборов (пошлин), пеней;

— соблюдение порядка зачисления выручки (доходов) на текущие (расчетные) банковские счета в банке в соответствии с правовым режимом этих счетов и осуществление платежей с них.

Устанавливает:

— полноту исчисления налогов, сборов (пошлин) и достоверность сведений, указанных плательщиком в налоговых декларациях и др. документах, обязанность представления которых установлена законодательством, либо их не представление;

— обоснованность применения плательщиком налоговых ставок и налоговых льгот;

— иные вопросы, связанные со своевременным и полным исполнением налоговых обязательств.

Проводится, если имеются сведения о нарушении законодательства, в т.ч. не подтверждается право на налоговые льготы, правомерность применения налоговых вычетов, обоснованность учитываемых при налогообложении затрат, внеррасходов или право на уменьшение подлежащих уплате в бюджет налогов, сборов и на основании уведомления не внесены соответствующие корректировки в налоговую декларацию, либо декларация не представлена.

Камеральный контроль проводится без выдачи предписания на его проведение.

При осуществлении такого контроля налоговый орган вправе получать от плательщика документы и (или) информацию (пояснения) по исчислению, уплате налогов, сборов (пошлин) и соблюдению порядка заполнения налоговых деклараций.

В основном предварительный контроль осуществляется при помощи программных и технических средств, в частности используемых при составлении плательщиком налоговой декларации в виде электронного документа, учета ЭСЧФ. В случае выявления налоговым органом в ходе предварительного контроля ошибок в заполнении декларации, плательщику будет направляться сообщение с предложением не позднее 5 рабочих дней со дня получения сообщения внести в нее соответствующие исправления и (или) представить пояснения.

При выявлении ошибок или нарушений в ходе последующего контроля плательщику будет направляться уведомление с предложением не позднее 10 рабочих дней со дня направления уведомления устранить нарушение (представить декларацию, дополнительные документы, информацию и (или) пояснения либо внести соответствующие исправления в декларацию, документы). Срок для устранения нарушений может быть продлен руководителем налогового органа на основании заявления плательщика, но не более чем на 10 рабочих дней. Результаты последующего контроля, в ходе которого не выявлены нарушения законодательства, документально не оформляются.

Целью предварительного и последующего контроля является предоставление плательщику права самостоятельно устранить нарушение, выявленное налоговым органом, и доплатить налог, сбор (пошлину). Если плательщик на основании уведомления не устранит нарушения либо не исполнит налоговое обязательство, только тогда будет проводиться камеральная проверка.

Камеральная проверка

Проектом НК предлагается установить срок составления акта камеральной проверкине позднее 3 месяцев после истечения 10-дневного срока, в течение которого плательщик должен был представить дополнительные документы, информацию и (или) пояснения, налоговую декларацию либо внести соответствующие исправления в декларацию и (или) документы.

Срок составления акта камеральной проверки может быть продлен по решению руководителя налогового органа на срок, не превышающий 3 месяцев, в случае направления запроса в госорганы, иные организации и индивидуальным предпринимателям, в том числе в компетентные органы иностранных государств.

На заметку
При обнаружении в ходе камерального контроля обстоятельств, указывающих, что плательщиком допускаются правонарушения, которые не могут быть полностью подтверждены камеральным контролем на основании представленных (непредставленных) в соответствии с законодательством плательщиком документов, может быть назначена проверка в порядке, установленном законодательством.

Контроль за крупными плательщиками

Предлагается увеличить порог для отнесения организаций к числу крупных плательщиков.

Так, в перечень крупных плательщиков будут включаться белорусские организации, имеющие выручку (доходы) от реализации, согласно налоговым декларациям по налогу на прибыль за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, не менее 180000000 руб. (сейчас — 100000000) при одновременном наличии одного из следующих показателей:

суммарный размер налогов, сборов (пошлин), исчисленных организацией в году, предшествующем году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, превышает 14000000 руб. (сейчас — 7500000);

разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, согласно декларации по НДС за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, превышает 14000000 руб. (сейчас — 7500000).

Порядок обжалования решений налоговых органов или действий (бездействия) их должностных лиц

Как известно, плательщик вправе обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, если полагает, что такие решения или действия нарушают его права или законные интересы <*>.

На сегодняшний момент порядок подачи жалобы предусматривает, что плательщик обязан вначале подать ее в вышестоящий налоговый орган (по территориальности). К примеру, если проверяла инспекция района города, то подавать жалобу вначале необходимо в городскую инспекцию, потом в областную, а лишь в конце цепочки в МНС <*>.

Проект НК предусматривает возможность плательщикам подавать жалобу напрямую в МНС.

Предусматривается возможность подачи жалобы не только в письменной, но и в электронной форме. При этом, как и прежде, к жалобе должны быть приложены обосновывающие ее документы.

Вводится обязательное страхование должностных лиц налоговых органов

С 2019 г. планируется ввести обязательное государственное страхование должностных лиц налоговых органов, непосредственно осуществляющих контрольную деятельность. Перечень таких лиц будет определяться Совмином.

В контрольной деятельности, особенно при выполнении тематических оперативных проверок по выявлению нелегальной теневой деятельности (торговли), нередки случаи, когда проверяемые лица применяют противоправные и насильственные действия в отношении проверяющих. Введение данного страхования призвано обеспечить социальную защиту (выплату возмещения при причинении вреда жизни, здоровью и имуществу) должностных лиц налоговых органов при выполнении ими служебных обязанностей.

Читайте также

НК–2019: учет и налоговый контроль плательщиков