На сайте pravo.by размещен проект Закона Республики Беларусь, вносящий изменения в Налоговый кодекс на 2024 г. На основании данного проекта эксперты ilex готовят комментарии. Расскажем об основных планируемых изменениях.

Налог на прибыль

В части налога на прибыль предлагается:

1) установить ставку налога в размере 25% для организаций, у которых в текущем налоговом периоде налоговая база налога на прибыль превысила 25 000 000 руб.;

2) по прибыли, полученной от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, увеличить ставку с 5% до 10%;

3) прибыль, полученную от реализации произведенных плательщиком продуктов питания для детей раннего возраста, облагать налогом на прибыль по ставке в размере 5%;

4) перечень внереализационных расходов предлагается дополнить расходами юридических лиц, понесенными ими в связи с оказанием финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям;

5) предоставить право организациям не включать в состав внереализационных доходов стоимость оказавшихся в излишке по результатам инвентаризации объектов интеллектуальной собственности и (или) имущественных прав на такие объекты, принятых к бухгалтерскому учету в составе нематериальных активов в 2024 – 2026 гг., в отношении которых проведена независимая оценка организациями, осуществляющими оценочную деятельность, которым предоставлено право проводить независимую оценку стоимости государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий.

НДС

В части НДС проектом НК предусмотрено, что с 2024 г.:

1. Индивидуальные предприниматели не будут признаваться плательщиками НДС при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, за исключением случаев излишнего предъявления НДС в ЭСЧФ и ПУД согласно п. 7 ст. 129 НК (п. 47 и 48 Проекта, ст. 112 и 113 НК-2024).

2. Будут скорректированы:

— нормы об определении места реализации товаров при их электронной дистанционной продаже в соответствии с подходами, применяемыми на практике (п. 50 Проекта; подп. 1.3, п. 2 ст. 116 НК-2024);

— перечень оборотов по реализации, освобождаемых от НДС (п. 52 ст. 1 Проекта);

— положения п. 42 ст. 120 НК-2024 об определении налоговой базы НДС при реализации товаров ниже цены их приобретения и транспортных средств ниже контрактной или остаточной стоимости (п. 53 Проекта);

— порядок определения дня выполнения работ (оказания услуг). В частности, по разовым работам (услугам) днем выполнения работы (оказания услуги) будет признаваться или день завершения, выполнения работы (оказания услуги), указанный в ПУД, или последний день периода выполнения работы (оказания услуги), отраженного в ПУД, или наиболее ранняя из дат, содержащихся в ПУД, если день завершения или период выполнения работы (оказания услуги) в ПУД не указаны (п. 54 Проекта). Кроме того, будет закреплено, что порядок определения дня выполнения работ (оказания услуг) будет распространяться на предъявляемые к возмещению обороты при аренде (лизинге), которые не являются объектами обложения НДС.

3. В части ЭСЧФ планируется (п. 61 ст. 1 Проекта):

— уточнить, что ЭСЧФ не создается при реализации услуг в электронной форме как иностранными организациями, так и иностранными индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц и состоящими на учете в налоговом органе Республики Беларусь (подп. 3.12 ст. 131 НК-2024);

— установить сроки создания ЭСЧФ при приобретении у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь, товаров при электронной дистанционной продаже, по которым белорусский покупатель имеет право на налоговый вычет сумм НДС.

4. В порядке применения налоговых вычетов планируется, что:

— налоговые вычеты будут уменьшаться на суммы НДС, принятые ранее к вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, в случаях безвозмездного получения средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов (п. 63 Проекта, подп. 24.4 ст. 133 НК-2024);

— право вычета сумм НДС в полном объеме будет предоставлено по товарам, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория Республики Беларусь (подп. 27.9 ст. 133 НК-2024);

— при определении процента удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса, в сумму оборота не будут включаться операции по реализации плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства — члена ЕАЭС товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, действие которой завершается таможенной процедурой таможенного транзита, в случае когда перевозка (транспортировка) этих товаров начата с территории Республики Беларусь и завершена в другом государстве — члене ЕАЭС (п. 64 Проекта, ч. 2 п. 2 ст. 116, подп. 4.3.4 ст. 134 НК-2024).

5. Будут установлены сроки возврата суммы НДС, оставшейся после проведенных зачетов, в случае назначения проверки и (или) ее проведения, после вынесения решения о возврате (отказе (полностью или частично) в возврате) разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации. Срок возврата — не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта (справки) проверки (п. 66 Проекта, п. 5-1 ст. 137 НК-2024).

6. Планируется введение обязанности для иностранных посредников в расчетах с белорусским поставщиком услуг в электронной форме представлять сведения о таких поставщиках услуг покупателям услуг Республики Беларусь, их оборотам по реализации. Аналогичная норма предусмотрена в отношении электронной дистанционной продажи товаров (п. 68 и 69 Проекта; п. 10 ст. 141, п. 10 ст. 141-1 НК-2024).

Транспортный налог

1. Планируется, что в отношении транспортных средств, переданных в сублизинг, плательщиком транспортного налога будет являться сублизингополучатель.

2. За транспортные средства повышенной комфортности, с года выпуска которых прошло не более 3 лет, налог и авансовые платежи планируется исчислять по ставкам, увеличенным в 10 раз. Перечень таких транспортных средств определит Совмин.

3. Планируется, что при исчислении и уплате авансовых платежей организации-плательщики будут не вправе применять льготы по налогу.

4. Предполагается для плательщиков-организаций ввести предварительное заполнение налоговыми органами налоговых деклараций (расчетов) по транспортному налогу.

5. Будет сокращен срок представления в налоговый орган организациями-лизингодателями сведений о транспортных средствах, переданных иным организациям или физлицам по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным до 21.01.2019:

— не выкупленных в собственность лизингополучателей;

— выкупленных в собственность лизингополучателей и не зарегистрированных после выкупа в ГАИ за собственниками.

6. На организации-сублизингодателей будет возложена обязанность представлять в налоговые органы сведения о транспортных средствах:

— переданных иным организациям или физлицам по договорам сублизинга, заключенным до 21.01.2019, не выкупленных в собственность сублизингополучателей;

— переданных иным организациям или физлицам по договорам сублизинга, заключенным до 21.01.2019, выкупленных в собственность сублизингополучателей и не зарегистрированных после их выкупа в ГАИ за собственником;

— переданных иным организациям или физлицам по договорам сублизинга, заключенным до 21.01.2019.

7. Планируется повысить ставки транспортного налога для организаций и для физлиц.

8. С 1 сентября на 1 октября планируется перенести предельный срок вручения физлицам извещений с указанием в них суммы транспортного налога, подлежащего уплате.

Подоходный налог

В отношении подоходного налога предусмотрены следующие изменения:

1) увеличить размеры стандартных налоговых вычетов и предельных годовых размеров освобождаемых от налогообложения доходов;

2) ввести новый вид стандартного налогового вычета в размере 620 руб. в месяц для молодых специалистов, молодых рабочих (служащих). Он будет предоставляться в течение установленного срока обязательной работы по распределению, но не более 7 лет с даты трудоустройства;

3) не предоставлять имущественный налоговый вычет в отношении отдельных расходов на строительство жилья, осуществляемое без привлечения застройщика или подрядчика. А именно, расходов на приобретение оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых при таком строительстве;

4) установить новую ставку налога — 25%. Эта ставка касается совокупности доходов физлица в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности в совокупности, которые подлежат налогообложению по ставке 13% и получены от источников в Республике Беларусь. Если сумма таких доходов за календарный год превысит 200 000 руб., то это превышение облагается по ставке 25%. Исчисление налога из суммы превышения осуществляется налоговым органом на основании декларации, представленной физлицом не позднее 31 марта, следующего за отчетным годом. При этом льготы и вычеты к данной сумме не применяются.

Налог на профдоход

1. Из объектов обложения налогом на профдоход предлагается исключить доходы, полученные гражданами Республики Беларусь и иными плательщиками налога на профдоход от сдачи в субаренду имущества, расположенного на территории Республики Беларусь.

2. Доходы, полученные физлицами от выполнения ими работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, в которых заказчиками работ (услуг) являются наниматели указанных физлиц или лица, бывшие их нанимателями менее трех лет назад, планируется не признавать объектом обложения налогом на профдоход.

3. Предлагается закрепить еще одно основание для прекращения применения налога на профдоход по инициативе налогового органа.

Сбор за размещение (распространение) рекламы

Среднюю численность работников (инвалидов) для определения того, является ли плательщиком сбора за размещение (распространение) рекламы организация, которая использует труд инвалидов, планируется исчислять в среднем за отчетный период: в расчете будут участвовать только данные месяцев отчетного периода, а не всех месяцев с начала года.

Порядок расчета средней численности работников (инвалидов) за каждый месяц менять не предполагается. При этом соответствующие правила планируется внести непосредственно в подп. 2.1 ст. 307-12 НК, вместо отсылки на ч. 2 подп. 1.16 ст. 118 НК.

Налог на доходы иностранных организаций

В отношении налога на доходы иностранных организаций принципиальных изменений не планируется. В основном они носят уточняющий и редакционный характер.

Акцизы

Индексируются (увеличиваются) ставки акцизов по всем подакцизным товарам из ч. 1 п. 3 ст. 155 НК.

Планируемые изменения для ИП

1.  По подоходному налогу с доходов от предпринимательской деятельности:

— исключение возможности отражения доходов по принципу начисления и установление единого порядка отражения по мере получения оплаты;

— увеличение предела дохода за квартал до 3167 руб. для целей применения стандартного налогового вычета на себя ИП, не имеющим основного места работы (службы, учебы), а также увеличение суммы такого вычета до 174 руб.;

— установление повышенной ставки подоходного налога в размере 30% для ИП, у которых в 2024 г. доходы от предпринимательской деятельности превысят 500 000 руб. и применение ее в этом случае в течение всего 2024 г.

2. По единому налогу с ИП и иных физлиц (единый налог):

— повышение ставок единого налога. Предполагается, что новые ставки будут применяться при исчислении налога, срок уплаты которого наступает после 30.01.2024.

3. По осуществлению предпринимательской деятельности в качестве ИП без образования юридического лица:

— предполагается, что ИП, совокупный размер доходов и (или) валовой выручки которого от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом в течение 2024 года превысил 500 000 руб., не сможет заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица начиная с 01.01.2025.