До конца года в Беларуси планируется принять новый Закон о банкротстве. На сегодня же проект Закона «О неплатежеспособности и несостоятельности» (далее – проект Закона) вынесен на общественное обсуждение. Основная цель корректировки законодательства о банкротстве – стимулирование субъектов хозяйствования к своевременному и добровольному объявлению своей несостоятельности, увеличение возможностей для восстановления их платежеспособности и сохранения бизнеса.

Положения действующего Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) были комплексно переработаны с учетом международного опыта. Среди нововведений, предлагаемых обсуждаемым законопроектом, можно выделить, в частности, следующие.

1. Принципиальное изменение понятийного аппарата.

Проект Закона фактически исключает из юридического оборота дефиницию «банкротство». В документе отсутствует как само определение этого понятия, так и любое его упоминание. В качестве замены используются термины «несостоятельность» и «неплатежеспособность». Их определения пересмотрены.

Также предусматривается внесение соответствующих изменений (в части замены «банкротства» на «несостоятельность», «неплатежеспособность») в нормы ГК <*>.

2. Переход от принципа «устойчивой неплатежеспособности» к принципу «неоплатности».

Из понятия «неплатежеспособность» законопроектом исключается такой ее признак, как устойчивый характер (имеющийся или приобретающийся) <*>. Положения, касающиеся порядка определения критериев неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер, в документе также отсутствуют <*>.

В свою очередь, основания для подачи заявления должника о неплатежеспособности (или о несостоятельности), как и заявления кредитора о несостоятельности должника, базируются именно на неоплатности долга <*>. А не на документально подтвержденной неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер, как это предусматривается действующим законодательством о банкротстве <*>.

3. Пересмотр перечня и сроков проведения процедур неплатежеспособности (несостоятельности).

В качестве самостоятельных процедур выделяются: защитный период, конкурсное производство, санация, ликвидационное производство и мировое соглашение <*>. Действующий же Закон о банкротстве санацию и ликвидацию относит к процедурам, проводимым в рамках конкурсного производства <*>.

Также уточнены цели введения, содержание и сроки проведения процедур неплатежеспособности (несостоятельности). В частности, законопроект закрепляет новые сроки санации – 36 месяцев со дня вынесения решения о санации (с возможностью продления еще на 24 месяца) <*>. В действующем законодательстве это 18 месяцев (с продлением на 12 месяцев, а в исключительных случаях – 5 лет) <*>.

4. Увеличение размера задолженности для подачи заявления кредитора о несостоятельности.

Задолженность должника перед кредитором по денежным обязательствам для подачи последним заявления о несостоятельности должна составлять как минимум <*>:

— 500 БВ, если речь идет о должнике — частной организации;

— 30000 БВ, если должник — градообразующая (приравненная к ней) организация, госорганизация (или с долей государства).

На сегодня для подачи кредитором заявления о банкротстве должника минимальная сумма задолженности должна быть 100 БВ и 2500 БВ соответственно <*>.

5. Уточнение круга лиц, относящихся к кредиторам.

В понятие «кредиторы» законопроектом прямо включены также лица, перед которыми у должника есть обязательства по оплате их труда по гражданско-правовым договорам (на выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности) <*>. В действующем Законе о банкротстве такое уточнение отсутствует.

Также в проекте Закона не используется термин «конкурсные кредиторы» — представитель работников должника и кредиторы по обязательствам, возникшим до открытия конкурсного производства и включенным в реестр требований кредиторов <*>. При этом защита таких требований сохранена.

6. Изменение института управляющих, порядка их назначения и механизма самоорганизации.

В числе ключевых нововведений проекта Закона:

— изъятие у юрлиц возможности осуществлять полномочия временного (антикризисного) управляющего, т.к. им вправе быть только ИП. Сейчас это доступно и юрлицам, физлицам <*>;

— создание единого органа самоуправления по антикризисному управлению и несостоятельности в Беларуси — Палаты управляющих;

— наличие членства в Палате управляющих — одно из обязательных условий для приобретения статуса управляющего;

— определение кандидатуры управляющего судом с использованием автоматизированной системы выбора в случайном порядке. По действующему законодательству о банкротстве управляющий назначается судом из числа кандидатур, предложенных лицами, участвующими в деле <*>.

7. Внесение коррективов в вопросы образования и деятельности совета (комитета) кредиторов.

В частности, предлагается установить минимальное количество членов комитета кредиторов – 3 человека. Среди них обязательно должен быть представитель работников должника <*>. Сейчас предусмотрено только максимальное количество членов комитета – 7 человек <*>.

Также законопроектом урегулирован вопрос о возможности заочного голосования на собрании кредиторов. Такое право кредиторам предоставлено (кроме первого собрания кредиторов), вопросы о содержании и порядке оформления бюллетеня для тайного голосования регламентированы <*>.

Ознакомиться с полным текстом проекта Закона можно на официальном сайте Палаты Представителей Национального собрания. Там же указан электронный адрес, на который следует высылать возможные замечания и предложения. Срок для этого – до 29 апреля 2020 г.

Ожидается, что принятие Закона «О неплатежеспособности и несостоятельности» улучшит позиции Беларуси в рейтинге Всемирного банка «Развитие бизнеса» по показателю «Разрешение неплатежеспособности». Это положительно отразится, в частности, на инвестиционной привлекательности белорусской экономики.