С 15.05.2018 наряд-допуск на проведение огневых работ на временных местах должен оформляться по утвержденной форме и в соответствии с Инструкцией <*>.
Отметим, что постановление N 29 принято МЧС в развитие норм Декрета N 7 и вместе с общими требованиями пожарной безопасности является обязательным для субъектов хозяйствования. Рассмотрим основные нововведения и проанализируем их применение.
Когда нужен наряд-допуск
Обязательное условие производства огневых работ на временных местах — наличие оформленного наряда-допуска. Его выдает руководитель организации, ИП или лицо, уполномоченное на выдачу наряда-допуска. Перечень должностей, имеющих право выдачи наряда-допуска, определяет руководитель организации, ИП.
Справочно
Огневые работы — это работы повышенной опасности, связанные с применением открытого огня, искрообразованием и нагреванием до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций.
К таким работам относятся электро- и газосварочные работы, газо-, электро-, бензорезка, работы по разогреву битума, нагреву деталей открытым пламенем, применение факелов, горелок <*>.
К временным местам относятся производственные помещения, участки, открытые площадки, которые не предназначены и не оборудованы для огневых работ <*>.
Вместе с тем общими требованиями пожарной безопасности установлен единственный случай, когда огневые работы на временных местах могут проводиться без оформления наряда-допуска. Это — ликвидация аварий, но только до устранения прямой угрозы травмирования людей. Дальнейшие работы по ликвидации аварий и локализации их последствий должны проводиться после оформления наряда-допуска <*>.
На заметку
Примечательно, что Декретом N 7 ограничен перечень случаев, когда можно не выдавать наряд-допуск на проведение огневых работ на временных местах.
ППБ Беларуси 01-2014 определено три случая, когда наряд-допуск на проведение временных огневых работ не оформляется <*>:
1) в производственных помещениях категории Д;
2) на строительных площадках, где отсутствуют горючие вещества и материалы;
3) на выполнение работ по ликвидации аварий, но только до устранения прямой угрозы травмирования людей.
Что изменилось в форме наряда-допуска
Отметим, что ранее форма наряда-допуска была определена ППБ Беларуси 01-2014 (приложение 12 форма 1). По сравнению с ней новая форма наряда-допуска претерпела некоторые изменения. В частности:
1. Предыдущая форма содержит примечание, что анализ воздушной среды проводится лишь при проведении работ во взрывопожароопасных помещениях, резервуарах, колодцах, цистернах и иных емкостных сооружениях <*>.
В новой форме наряда-допуска такого примечания нет. В таком случае следует руководствоваться общими требованиями пожарной безопасности. Они содержат условие об обязательном контроле за состоянием загазованности воздушной среды углеводородами в емкостных сооружениях, трубопроводах, резервуарах и технологическом оборудовании, на которых проводятся огневые работы, и в опасной зоне производственного помещения (территории) <*>. Вместе с тем отсутствие соответствующего примечания в новой форме наряда-допуска не способствует единообразному пониманию этой позиции и может негативно отразиться в правоприменительной практике.
2. Оформление одного наряда-допуска на проведение огневых работ сверх одной смены <*>.
Если время проведения огневых работ превышает время рабочей смены, наряд-допуск может быть продлен. В этом случае в разделе 13 формы указываются новые лица, ответственные за подготовку и проведение огневых работ, а также новый состав исполнителей огневых работ и информация о проведении их целевого противопожарного инструктажа <*>. Ранее для другой рабочей смены необходимо было оформлять новый наряд-допуск.
3. Кроме этого, среди новаций следует отметить отсутствие обязанности вести журнал регистрации
огневых работ <*>.
Дальнейшее развитие норм Декрета N 7
В ближайшем будущем Правительство должно определить обязательные для соблюдения специфические требования по обеспечению пожарной безопасности, в частности, взрывопожароопасных и пожароопасных производств <*>.
Проект специфических требований по обеспечению пожарной безопасности взрывопожароопасных и пожароопасных производств уже размещен на официальном сайте МЧС. В этом проекте главы 48 — 53 и приложения 2 и 3 посвящены огневым работам.
Сравнительный анализ норм этого проекта показывает, что в его основу положен ППБ 01-2014. В частности, предполагается, что:
— вернется обязанность вести журнал учета огневых работ;
— расширится перечень случаев, когда можно выполнять огневые работы на временных местах без наряда-допуска (помещения категории Д и стройплощадки без горючих материалов).
На наш взгляд, трансформация положений ТНПА, которые носят рекомендательный характер, в обязательные для исполнения специфические требования не идет вразрез с концепцией Декрета N 7. Задекларировав минимальное вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усилив механизмы саморегулирования бизнеса, Декрет N 7 все же сохранил минимально необходимый уровень контроля со стороны государства, особенно в сферах промышленной безопасности и охраны труда.
Читайте также: