Ольга Сбитнева

заместитель начальника управления надзора за соблюдением законодательства о труде
Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты


ООО «ЮрСпектр» при поддержке Минтруда и соцзащиты 25.11.2022 провело круглый стол на тему «Проверки Департамента государственной инспекции труда: как не нарушить законодательство о труде».

В ходе мероприятия Ольга Васильевна Сбитнева, заместитель начальника управления надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты (далее — Департамент), рассказала, в частности, о нюансах в организации и проведении проверок и ответила на вопросы участников. Ответы на наиболее интересные из них приведены в материале.

Вопрос 1: В ходе проведения проверок Департамент вправе проверить у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия (абз. 3 п. 4 Положения N 510). Как в данном случае работают нормы Закона о персональных данных?

Ответ: Ограничения, установленные Законом о персональных данных, не распространяются на проведение контрольно-надзорной деятельности. Согласие субъекта персональных данных на их обработку (за исключением специальных персональных данных, порядок обработки которых установлен ст. 8 Закона о персональных данных) не требуется (абз. 4 ст. 6 Закона о персональных данных).

Вопрос 2: Может ли быть проведена сначала внеплановая, а потом выборочная проверка по одному и тому же вопросу (в частности, касающемуся своевременности оплаты труда) за один и тот же период (например, за 2021 г.)?

Ответ: По общему правилу за один и тот же период проверка Департаментом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу не допускается (ч. 1 п. 15 Указа N 510). Если по вопросу своевременности оплаты труда за 2021 г. была проведена внеплановая проверка, то при выборочной проверке проверенный период по данному вопросу из проверки исключается.

Вопрос 3: Уведомляет ли Департамент проверяемого субъекта о проведении внеплановой проверки?

Ответ: Законодательством не предусмотрена обязанность уведомления проверяемого субъекта о проведении внеплановой проверки. Вместе с тем Департамент для того, чтобы субъект подготовил необходимые документы, может такое уведомление направить.

Вопрос 4: Может ли проверяемый субъект обратиться в Департамент с просьбой о переносе даты начала проверки?

Ответ: В исключительных случаях срок проведения проверки, но только выборочной, может быть перенесен. Для этого проверяемый субъект должен подать соответствующее заявление. Сделать это необходимо не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления. В заявлении следует указать причины, препятствующие проведению выборочной проверки. Также к нему целесообразно приложить действительный документ, свидетельствующий об этих причинах. Причем по заявлению проверяемого субъекта срок выборочной проверки может быть перенесен только один раз (п. 31 Положения N 510).

Вопрос 5: Будет ли иметь место ответственность за непредъявление в ходе проверки проверяемым субъектом документов, запрашиваемых проверяющим?

Ответ: За непредставление документов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 20 БВ в отношении должностного или иного уполномоченного лица проверяемого субъекта, совершившего это нарушение (ст. 24.11 КоАП). Ответственность не наступит, если просрочка представления составила не более 3 рабочих дней (примечание к ст. 24.11 КоАП). А также в случае, если у проверяемого субъекта есть весомые основания, препятствующие представлению документов.

Пример

Основанием, исключающим вину проверяемого субъекта в непредставлении документов, является изъятие запрашиваемых Департаментом документов следственными органами.

При этом одного заявления о том, что документы изъяты, недостаточно. К нему рекомендуется приложить подтверждающий данный факт документ (его копию), например акт изъятия.

Вопрос 6: Можно ли продлить срок исполнения требования (предписания) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки?

Ответ: У проверяемого субъекта могут быть какие-либо весомые обстоятельства, не позволяющие исполнить требование (предписание) в установленный в нем срок. В таком случае он вправе до окончания этого срока обратиться в Департамент с соответствующим заявлением о продлении срока исполнения требования (предписания). Помимо заявления следует также приложить копии документов, свидетельствующих о том, что проверяемый субъект предпринимает усилия для исполнения требования (предписания) в указанный в нем срок.

Срок исполнения требования (предписания) может быть продлен по инициативе проверяемого субъекта только один раз и не более чем на 15 рабочих дней (ч. 1 п. 73 Положения N 510).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex