С 01.01.2018 изменятся требования к контрольной (надзорной) деятельности. Корректировки затронут как проверяемых, так и проверяющих. Рассмотрим, что ждет в новом году организации и госорганы.

 Какими станут проверки

 Меняются формы контроля <1>. На смену плановым проверкам приходят выборочные. План выборочных проверок (далее – план) будет размещаться на сайте Комитета госконтроля либо его органов.

Обратите внимание!
Первые планы — на I полугодие 2019 года — Комитет госконтроля должен сформировать к 15.12.2018. Полагаем, что выборочных проверок в 2018 году еще не будет.

 Напомним, что сейчас плановую проверку могут назначить и без веских причин <2>. С 01.01.2018 контролирующему органу придется учитывать в комплексе <3>:

1) информацию о большом риске нарушений у организации и невозможности их устранения иными способами;

Справочно
Будет учитываться также информация:
— из чек-листа организации. Его должны будут использовать все проверяющие органы (организации), кроме прокуратуры <4>;
— от органов уголовного преследования, судов;
— от госоргана, иной организации, граждан и т.д.

2) критерии оценки степени риска.

Справочно
До 01.12.2017 Совмин утвердит методику формирования системы оценки риска. На ее основе госорганы до 01.02.2018 должны принять критерии оценки степени риска. Они заменят критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановой проверки.

Неизменными останутся нормы, запрещающие проводить проверки в течение двух лет со дня регистрации организации, ИП и т.п.

Если до начала проверки организация реорганизуется, контролирующий орган сможет проверить правопреемника в течение месяца, следующего за месяцем начала проверки. В этом случае изменения в план не вносятся <5>.

Внеплановые проверки сохранятся, но уменьшится количество оснований для их назначения. В частности, больше не будет внеплановой проверки <6>:

— для контроля устранения нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки;

— по материалам, которые находятся в производстве органов уголовного преследования. Проверки будут допускаться только по возбужденным делам;

— по вопросам соблюдения порядка торговли товарами несобственного производства.

В ходе внеплановой проверки контролирующий орган должен будет изучать только вопросы, связанные с основанием ее назначения <7>. Новым основанием внеплановой проверки станет возникновение инфекционного заболевания в результате деятельности проверяемой организации <8>.

В неизменном виде сохранится перечень мер профилактического и принудительного характера <9>. Регламентируется порядок действий организации и контролирующего органа по результатам мероприятий технического (технологического, проверочного) характера (далее – мероприятия).

Итогом мероприятий для организации может быть <10>:

1) требование (предписание) устранить нарушения, выявленные на территории и объектах. Организация обязывается выполнить это требование в срок, письменно отчитаться контролирующему органу и приложить подтверждающий документ. Контролерам надо будет предоставить возможность убедиться в устранении нарушений на месте <11>. Все сроки укажут в требовании;

2) предложение приостановить деятельность или требование (предписание) приостановить производство, реализацию товаров (работ, услуг), эксплуатацию транспорта. Основание для подобных предложений — угроза национальной безопасности, жизни и здоровью населения, окружающей среде.

Приостанавливать ли деятельность, организация будет решать сама. Ответ контролирующему органу понадобится дать не позже следующего рабочего дня после получения предложения.

Обратите внимание!
В случае отказа контролер сможет обратиться в суд.

Если организация своевременно устранит нарушения, обойдется без последствий для нее и ее должностных лиц <12>.

Обратите внимание!
Как и раньше, не будет проверок по вопросам, относящимся к мероприятиям.

Скорректируют ли сроки и периоды проверки

Предусматриваются ограничения по срокам выборочных проверок. Так, организацию не будут проверять:

— по объекту строительства, введенному в эксплуатацию меньше двух лет назад <13>;

— несколько контролирующих органов отдельными проверками в течение одного календарного года. Разрешается лишь совместная проверка;

— несколько раз в течение одного календарного года <14>;

— контролирующим органом одной структуры несколько раз в течение трех календарных лет <15>.

 Период, за который проверяется организация, по общему правилу не может превышать <16>:

— три года;

— пять лет, если проверяется соблюдение налогового законодательства.

Обратите внимание!
Если уточненная декларация по налогу на прибыль или НДС увеличивает соответственно убыток или вычеты больше чем за пять лет, то проверят период, за который организация представила уточненную декларацию <17>. Например, налоговая проверяет организацию за период с 2014 по 2018 год. В этом периоде организация подала уточненную декларацию по НДС, по которой увеличились налоговые вычеты за 2013 год. Значит, проверят и 2013 год.

Вводятся ограничения по количеству внеплановых проверок на одну организацию в календарный год. Несколько проверок допускается только:

— по решению Президента и Совмина;

— поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу;

— поручению судов по находящимся в их производстве делам.

Что изменится для контролеров

Определяется перечень грубых нарушений контролера и размер штрафа за них <18>. Так, штраф в размере:

1) от 2 до 30 БВ назначат:

— за превышение срока проверки;

— проверку выполнения требований законодательства, которые не относятся к компетенции контролера;

— требование представить документы и (или) информацию, которые не относятся к вопросам, указанным в предписании на проведение проверки;

— непредставление проверяемой организации или ее представителю акта (справки) проверки в установленных порядке и сроки и т.д.;

2) от 20 до 100 БВ назначат:

— за невнесение записи о проведении проверки в представленную книгу учета проверок;

— нарушение порядка назначения проверки, в том числе за ее необоснованное назначение.

Обратите внимание!
Как и раньше, невнесение записи в книгу учета проверок, а также нарушение порядка назначения проверки будет основанием для признания проверки незаконной.

Контролирующим органам запрещается передавать свои контрольные полномочия коммерческим организациям. Они также не будут вправе проводить мониторинги, проверки и мероприятия <19>.

Справочно
До 01.01.2019 мероприятия по энергетическому и газовому надзору вправе проводить ГПО «Белэнерго», «Белтопгаз» и некоторые их РУП.

Анализом состояния контрольной деятельности и разработкой предложений для нее займется Межведомственный совет по контрольной (надзорной) деятельности при Комитете госконтроля. В состав совета смогут войти и представители организаций.

Сократится перечень контролирующих органов и сферы их контрольной деятельности. Так, из перечня исключаются НАН, МВД, Минлесхоз, Минсвязи, Минспорта и туризма, Минэнерго, КГБ, ГКНТ.

На какие случаи Указ не распространяется

Перечень случаев, в отношении которых контрольная (надзорная) деятельность не применяется <20>, дополнили <21>:

— проверки при реорганизации проверяемой организации;

— проверки факта неосуществления организацией деятельности в течение последних шести месяцев для признания долга безнадежным и его списания;

— контрольные мероприятия по заявлению проверяемой организации и т.д.

Официальный комментарий