Владимир Самосейко

Магистр права, юрисконсульт «Евро Девелопмент»

ООО «ЮрСпектр» провело аудиториум на тему «Правила внутреннего трудового распорядка: разрабатываем, вводим в действие и вносим изменения». Лектор Владимир Самосейко рассказал о ряде сложных и неоднозначных вопросов, которые возникают на практике при разработке ПВТР, ознакомлении с ними работников и внесении в них изменений, а также рассмотрел, какие изменения обязательно (целесообразно) внести в ПВТР в связи с грядущими изменениями в ТК.

1. Разработка проекта ПВТР

1.1. Подготовительная работа

Для подготовки проекта ПВТР (внесения изменений в ПВТР) создается рабочая группа. В нее, как правило, включаются специалисты планово-экономического отдела, экономисты по труду, юрисконсульт, специалист по кадрам, специалист по делопроизводству, секретарь. Также в рабочую группу целесообразно включить специалиста по внутреннему контролю за обработкой персональных данных. Это особенно важно, если в ПВТР подробно расписывается порядок приема на работу, поскольку в этом случае есть риск сбора и обработки избыточных персональных данных (п. 5 ст. 4 Закона о защите персональных данных). Например, в отношении отдельных категорий работников (руководители, главные бухгалтеры, педагогические работники и др.) нужно запрашивать сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях (абз. 4 ч. 2 п. 11 Декрета N 5, абз. 3 п. 3 ст. 8 Закона о бухучете, подп. 2.2 п. 2 ст. 51 Кодекса об образовании, ч. 1 ст. 27-1 Закона о правах ребенка). При этом важно понимать, нужно делать запрос обо всех правонарушениях либо по отдельным основаниям привлечения к административной (уголовной) ответственности.

Если есть профсоюз, то ПВТР устанавливаются с его участием (ст. 195 ТК). В ТК при принятии различных документов, регламентирующих трудовой распорядок, предусмотрено как согласование с профсоюзом, так и его участие (ст. 194 ТК). Например, график работ (сменности) утверждается по согласованию с профсоюзом (ч. 4 ст. 123 ТК). Это разные формы взаимодействия нанимателя с профсоюзом. Участие — понятие более широкое, оно означает, что наниматель предоставляет профсоюзу проект, профсоюз может высказывать свои предложения. Согласование — более узкое, это одна из форм участия.

В чем выражается участие профсоюза, зависит от того, как такое взаимодействие устроено в конкретной организации. На практике участие профсоюзов при установлении ПВТР оценивают как согласование. Кроме того, для установления отдельных режимов работы нужно согласование с профсоюзом. Например, пятидневная с двумя выходными днями или шестидневная с одним выходным днем рабочая неделя, разделение рабочего дня на части и т.п. (ч. 1 ст. 124, ч. 3 ст. 127 ТК). Также суммированный учет рабочего времени вводится нанимателем по согласованию с профсоюзом (ч. 6 ст. 126 ТК).

Иными словами, хотя формально ПВТР принимаются с участием, фактически — по согласованию с профсоюзом. И в том числе поэтому, исходя из Примерного перечня вопросов, подлежащих изучению при осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, выполнением коллективного договора, размещенного на сайте Федерации профсоюзов Беларуси (далее — ФПБ), профсоюзы проверяют именно наличие согласования.

Порядок разработки зависит в том числе от того, как ПВТР оформлен: отдельным ЛПА или в форме приложения к коллективному договору. В случае если ПВТР — это отдельный ЛПА, как правило, участие профсоюза заключается в согласовании ПВТР. Если же ПВТР является приложением к коллективному договору, порядок разработки и внесения изменений аналогичен процедуре заключения коллективного договора (ст. 368 — 372 ТК).

В коллективном договоре может быть предусмотрен трудовой распорядок (п. 8 ч. 2 ст. 364 ТК). Другими словами, оформление ПВТР в виде приложения к коллективному договору не противоречит ТК.

1.2. Согласование и утверждение проекта ПВТР

Проект ПВТР согласовывает профсоюз, если он есть (см. раздел 1.1). Это внешнее согласование. Также может быть внутреннее согласование — виза юрисконсульта, руководителя планово-экономического отдела (ч. 2 п. 59, ч. 2 п. 61 Инструкции по делопроизводству).

Проект ПВТР утверждает руководитель организации (ч. 2 п. 6 Типовых ПВТР, ч. 2 п. 52 Инструкции по делопроизводству).

Есть два способа утверждения (ч. 3 п. 52 Инструкции по делопроизводству):

1) проставление должностным лицом в грифе утверждения собственноручной подписи;

2) издание распорядительного документа.

В первом случае гриф утверждения ПВТР содержит персональные данные должностного лица — Ф.И.О. и подпись. Это не запрещено, но поскольку ПВТР размещаются в открытом доступе, в том числе часто и в сети Интернет, рекомендуется не отражать реквизит в таком виде. ПВТР, а также другие документы, которые размещаются в открытом доступе (на сайте, на стенде), лучше утверждать распорядительным документом либо при размещении в открытом доступе не отображать персональные данные. Это позволит избежать избыточной обработки персональных данных.

2. Содержание ПВТР: рекомендации по формулировкам условий

Типовые ПВТР содержат примерную структуру ПВТР, наниматель по своему усмотрению может ее изменять, дополнять. При этом нужно учитывать, что все условия, которые содержатся в Типовых ПВТР, обязательно должны быть в ПВТР конкретной организации.

В УСОРД включена унифицированная форма ПВТР, в которой приведена структура текста такого документа.

При установлении ПВТР следует помнить, что ЛПА, которые регулируют трудовой распорядок, не могут ухудшать положение работников по сравнению с актами законодательства, регулирующими соответствующие отношения в социально-трудовой сфере (ч. 2 ст. 194 ТК). К таким актам относятся в том числе территориальные, генеральные, тарифные, местные соглашения (ст. 358 ТК). Это особенно важно учитывать при реорганизации и переподчинении организации, поскольку может измениться, например, отрасль. Соответственно, это может повлечь изменение тарифного соглашения, нормы которого применяются. Права и гарантии, предусмотренные разными тарифными соглашениями, могут отличаться, поэтому, вероятно, появится необходимость скорректировать ПВТР.

Обратите внимание!
Несоответствие ПВТР требованиям законодательства является нарушением, которое влечет административную ответственность (ч. 6 ст. 10.12 КоАП). В связи с этим при составлении ПВТР важно рассматривать в комплексе нормы ТК, Типовых ПВТР, Декрета N 5, Закона о защите персональных данных и т.д.

При разработке проекта ПВТР (внесении изменений в ПВТР) рекомендуется учитывать:

— требования, предъявляемые к проверяемому субъекту, которые содержатся в чек-листах Минтруда и соцзащиты (Приказ от 11.01.2019 N 3);

— вопросы примерного перечня вопросов, которые проверяют общественные контролеры со стороны профсоюзов (приложение 3 к Порядку осуществления общественного контроля руководителями и представителями ФПБ, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур, размещенному на сайте (ФПБ).

2.1. Порядок приема и увольнения работников

2.1.1. Заявление о приеме на работу

На практике некоторые наниматели в ПВТР среди документов, предъявляемых при приеме на работу, указывают заявление в форме, установленной нанимателем.

Пример формулировки
Волеизъявление гражданина о приеме на работу, работника об изменении условий трудового договора, переводе на другую постоянную работу, увольнении с работы, как правило, оформляется в виде письменного заявления по установленной нанимателем форме.

Заявление — неоднозначный документ. Заявление о приеме на работу не упоминается в качестве обязательного документа при приеме на работу (ст. 26 ТК). Заявление предусмотрено при поступлении на гражданскую службу (подп. 1.1 п. 1 ст. 29 Закона о госслужбе). При этом наниматель не имеет права требовать от работника документы, которые не предусмотрены законодательством. Заявление о приеме на работу включается в состав личного дела работника. Однако личные дела ведутся не на всех работников (ч. 2 п. 2, абз. 7 п. 6 Инструкции о личных делах).

В форме заявления о приеме на работу может быть предусмотрено указание почтового адреса, мобильного телефона. Теоретически возникает вопрос, нет ли избыточной обработки персональных данных (п. 5 ст. 4 Закона о защите персональных данных). На практике у Национального центра защиты персональных данных (далее — НЦЗПД) вопросов относительно заявления (как документа, оформляемого при приеме на работу) не возникает.

Заявление с указанием почтового адреса, телефона работника может пригодиться в случае возникновения трудовых споров. В суде, например при оспаривании работником дисциплинарной ответственности за прогул, наниматель сможет указать, что направлял письма по адресу, звонил по номеру телефона, указанному в заявлении о приеме на работу.

2.1.2. Копия документа, удостоверяющего личность

На практике некоторые организации указывают в ПВТР, что нужно предъявить паспорт. По мнению лектора, это некорректно. Следует указать «документ, удостоверяющий личность», поскольку у работника может быть, например, идентификационная карта, а не паспорт (подп. 4.1 п. 4 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания).

При приеме на работу наниматель не вправе делать или требовать от работника копию документа, удостоверяющего личность. Такой документ не предусмотрен в ст. 26 ТК. В ПВТР не следует включать требование о предоставлении работником копии документа, удостоверяющего личность. Если в ПВТР есть такое требование, целесообразно его исключить, поскольку со стороны нанимателя это сбор и обработка избыточных персональных данных (п. 5 ст. 4 Закона о защите персональных данных). НЦЗПД при проверке может начать смотреть личные дела работников, чтобы удостовериться, не хранятся ли в них копии документов, удостоверяющих личность.

Справочно
НЦЗПД разъяснил вопрос о правомерности изготовления и последующего хранения копий документов, удостоверяющих личность (письмо от 17.02.2023 N 5-5/194).

2.1.3. Документы, предъявляемые молодыми специалистами

С 01.09.2022 при приеме на работу выпускников наниматель не обязан требовать предъявления свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве. Выпускники должны информировать нанимателя о наличии обязанности отработать сроки обязательной работы по распределению, направлению на работу либо о наличии справки о самостоятельном трудоустройстве (п. 33 Положения о распределении N 572, п. 32 Положения о распределении N 821). Иначе говоря, изменилась формулировка. Если этот момент прописан в ПВТР, его нужно привести в соответствие с действующим законодательством.

2.1.4. Срок контракта с молодыми специалистами

На практике в ПВТР встречаются неоднозначные формулировки относительно срока контракта с молодыми специалистами.