Постановлением N 13 внесены изменения в порядок регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки. Нововведения вступили в силу 04.01.2019. Рассмотрим основные из них.

Рабочее время

1. Дополнен перечень периодов, из которых состоит рабочее время водителя. Теперь в него включается также время <*>:

— проведения стажировки в качестве водителя-наставника;

— дежурства в резерве.

На заметку
Дежурство в резерве — это нахождение водителя в специально оборудованном помещении в организации или пассажирском терминале в постоянной готовности к выезду на линию. Отметим, что возможность установления нанимателем такого дежурства введена только для водителей, выполняющих городские и пригородные автомобильные перевозки в регулярном сообщении <*>;

— иное время в случаях, предусмотренных законодательством о труде.

Кроме того, конкретизировано, время каких действий (работ) водителя включается в подготовительно-заключительное время, а именно <*>:

— получения, оформления, сдачи транспортных и проездных документов, оборудования, денежных средств;

— осмотра, проверки технического, санитарного состояния и комплектности автомобиля;

— заправки автомобиля и др.

2. Исключены нормы, определявшие продолжительность подготовительно-заключительного времени и времени предрейсового медосмотра (оно также включается в рабочее время водителя). Теперь продолжительность этих периодов наниматель будет устанавливать самостоятельно по согласованию с профсоюзом при его наличии <*>. При этом продолжительность подготовительно-заключительного времени устанавливается исходя из состава работ, включаемых в него <*>.

Пример
Ситуация 1. В подготовительно-заключительное время водителя входит заправка автомобиля, получение проездных документов и сдача выручки от их реализации. Наниматель установил его продолжительность 30 минут.
Ситуация 2. В состав работ, включаемых в подготовительно-заключительное время водителя, входит только заправка автомобиля. Наниматель определил, что продолжительность такой работы 10 минут.

Напомним, что ранее в рабочее время водителя включалось <*>:

— 20 минут подготовительно-заключительного времени;

— 5 минут времени проведения предрейсового медосмотра.

3. Уточнен порядок учета рабочего времени водителя, направленного в служебную командировку. Теперь рабочее время водителя в случае его возвращения из командировки за пределами установленного у нанимателя рабочего времени учитывается по фактической продолжительности <*>.

4. Дополнен перечень случаев, когда продолжительность рабочего дня (смены) водителя может быть увеличена до 12 часов. В настоящее время к ним относится и выполнение автомобильных перевозок для собственных нужд <*>.

Кроме этого случая, продолжительность рабочего дня (смены) водителя, как и ранее, может быть увеличена до 12 часов при выполнении <*>:

— городских и пригородных автомобильных перевозок в регулярном сообщении;

— междугородной автомобильной перевозки, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха.

5. Установлен порядок определения количества сверхурочных часов работы (СЧ) у водителей с суммированным учетом рабочего времени. Оно определяется по окончании учетного периода по следующей формуле <*>:

ФОТ — НРВ = СЧ,

где ФОТ — фактически отработанное время согласно документам учета рабочего времени. Например, табелю использования рабочего времени. В это время также засчитывается работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни, выполненная сверх установленной нормы рабочего времени;

НРВ — норма рабочего времени, установленная графиком работ (сменности) на учетный период.

6. Скорректированы положения о ведении графика работ (сменности):

— уточнено, что для водителей, которым установлен сменный режим работы, разрабатываются графики сменности, в других случаях — графики работ <*>;

— предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные графики работ (сменности), а также определен порядок внесения таких изменений. Вносить изменения разрешено только в случае производственной необходимости с целью обеспечения непрерывного перевозочного процесса <*>.

Наниматель утверждает изменения и доводит их до сведения водителя не позднее одних суток, предшествующих тому дню, когда ему нужно будет выйти на работу. При этом внесение изменений в график возможно только с согласия водителя <*>.

Положение о рабочем времени водителей в предыдущей редакции не содержало нормы о внесении изменений в утвержденные графики работ (сменности).

Время отдыха

1. Определено, что минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности работы (смены), предшествующей отдыху. При этом в продолжительность такого отдыха также включается время перерыва для отдыха и питания <*>. Например, если продолжительность работы водителя 8 часов, то продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 16 часов (15 часов отдыха + 1 час обеденного перерыва).

Напомним, что в некоторых случаях наниматель вправе с согласия водителя уменьшить продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха (суммированного отдыха) до 12 часов <*>. Нововведениями установлено, что в таком случае одна из частей суммированного отдыха должна быть не менее 10 часов. А если водитель осуществляет автомобильные перевозки для собственных нуждне менее 9 часов <*>.

2. Увеличено минимальное время для двух ежедневных обеденных перерывов водителя. Теперь оно должно быть не менее 40 минут в совокупности (ранее не менее 30 минут) <*>.

На заметку
Два перерыва для отдыха и питания могут предоставляться водителю, продолжительность ежедневной работы (смены) которого более 8 часов.

3. Установлено, что время перерывов между частями рабочего дня при режиме работы с разделением рабочего дня на части наниматель с согласия водителя может отнести ко времени ежедневного (междусменного) отдыха, т.е. суммировать с ним <*>. Ранее такая возможность не была предусмотрена <*>.