С 12.04.2022 вступило в силу постановление Совмина от 11.04.2022 N 219, устанавливающее таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядок его исчисления. До указанной даты данные вопросы регулировались разными документами. Полномочия по определению такс принадлежали Президенту. Их размеры прописывались в Указе N 348 (п. 1 приложения 2 к Указу N 140, ст. 1 Закона N 145-З). А порядок исчисления размера вреда определяло Положение Совмина N 1042. Рассмотрим основные отличия нового документа.

1. Что относится к фактам причинения вреда окружающей среде

До 12.04.2022 перечень таких фактов устанавливался Положением N 1042. С названной даты он предусматривается постановлением N 219.

Справочно
Постановление N 219 исключило из постановления N 1042 пункт, утверждавший Положение, которое определяло порядок исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Еще раз отметим, теперь данный порядок закреплен в Положении, утвержденном постановлением N 219.

Перечень фактов причинения вреда окружающей среде дополнен двумя новыми пунктами:

1) выброс загрязняющего вещества (ЗВ) в атмосферный воздух (далее — выброс) от стационарного источника выбросов с превышением норм выбросов, установленных обязательными для соблюдения ТНПА, — в случае если не требуется получать разрешение на выбросы или комплексное природоохранное разрешение (далее — разрешение).

Прежде к таким фактам относили только выбросы:

— от стационарного источника выбросов с превышением нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов, установленных в действующем разрешении, — в ситуации, когда установление таких нормативов было обязательным в соответствии с законодательством;

— организованного стационарного источника выбросов без разрешений — в случае если в соответствии с законодательством получать такие разрешения требовалось в обязательном порядке;

— в результате сжигания топлива, веществ, смеси веществ, материалов, отходов в местах и (или) устройствах, не предназначенных для их сжигания, за исключением обстоятельств, обусловленных контролируемым сжиганием, инициированным аварийно-спасательными службами;

2) незаконное попадание (поступление) сточных вод в поверхностный водный объект.

При этом из перечня удалена позиция, касающаяся незаконного сброса ЗВ в окружающую среду.

Рассматриваемый перечень по-прежнему остается открытым. Как и ранее, к фактам могут быть отнесены иные случаи причинения вреда окружающей среде, размер возмещения которого определяется по таксам, или другое вредное воздействие, связанное с нарушением требований в области охраны окружающей среды и иным нарушением законодательства.

2. Какие новые термины и их определения введены

Чтобы верно определить размер возмещения вреда окружающей среде, надо безошибочно разбираться, относится ли рассматриваемый случай к фактам причинения вреда. Ранее соответствующая терминология закреплялась Указом N 348, Положением N 1042. Теперь она предусматривается постановлением N 219. Рассмотрим некоторые из используемых понятий.

2.1. Новые термины

Одни понятия введены в связи с выделением новых фактов причинения вреда окружающей среде (например, водоотводящие каналы, каналы мелиоративных систем), другие впервые расшифровывают факты причинения вреда, которые были поименованы в законодательстве и раньше (сброс сточных вод, уничтожение деревьев, кустарников и т.д.).

2.2. Удаленные термины

Некоторые понятия и их определения не переносились из Указа N 348 в постановление N 219, поскольку они зафиксированы в иных НПА, например в Водном кодексе (сточные воды, технологические водные объекты).

2.3. Термины, оставшиеся без изменений

В их числе — засорение отходами окружающей среды, аварийное загрязнение окружающей среды.

3. Какие изменения коснулись такс и применяемых к ним коэффициентов

Таксы по-прежнему определяются в приложениях к НПА. Постановление N 219 предусматривает таксы для определения размера вреда, причиненного теми же факторами, которые названы в приложениях к Указу N 348. Размеры такс, а также коэффициенты к ним не изменились (приложения 1 — 6, 8, 12 — 14 к Указу N 348; приложения 2 — 11 к постановлению N 219; подп. 1.2 — 1.3-1 п. 1 Указа N 348; подп. 1.3 — 1.5 п. 1 постановления N 219).

При этом введены новые таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного объектам растительного мира, за уничтожение и повреждение иного травяного покрова в населенных пунктах. Они составляют 0,25 и 0,05 базовой величины (БВ) за метр квадратный (подп. 13.5, 13.6 п. 13 приложения 8 к постановлению N 219).

Примечание
На размер такс влияют параметры объекта растительного мира (диаметр, высота, площадь). В ряде случаев их невозможно измерить, а информации о них нет в имеющихся документах. Ранее было непонятно, как поступать, если названные параметры невозможно установить для объекта растительного мира, произрастающего в границах населенного пункта на землях, не входящих в состав лесного фонда. Теперь предписано в этих случаях применять усредненное значение минимальных такс: в отношении деревьев — 1,3 БВ; кустарников — 1,6 БВ; иного травяного покрова — 0,05 БВ (примечание к приложению 8 постановления N 219).

4. Какие коррективы затронули порядок исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде

В исчислении размера возмещения вреда с 12.04.2022 практически ничего не изменилось. То есть используются те же:

— формулы (п. 8 Положения N 219, п. 7 Положения N 1042);

— методы, по которым вред может быть установлен (ч. 1 п. 4 Положения N 219, п. 9 Положения N 1042);

— критерии, исходя из которых он рассчитывается (п. 6 Положения N 219, п. 6 Положения N 1042).

Корректировки, касающиеся акта, которым фиксируется факт причинения вреда окружающей среде, носят редакционный характер (приложение к Положению N 219, приложение 2 к Положению N 1042). Но есть и одно более существенное изменение: ранее акт требовалось составлять в трех экземплярах, теперь — не менее чем в трех (ч. 5 п. 11 Положения N 219, ч. 4 п. 13 Положения N 1042).

Стоит обратить внимание и на следующее: зафиксировано, что считать днем установления факта причинения вреда окружающей среде. Это (ч. 2 п. 4 Положения N 219):

— при отборе проб и проведении измерений в области охраны окружающей среды — дата акта отбора проб и проведения измерений;

— в иных случаях — дата получения данных, достаточных для составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex