Совмин постановлением от 25.03.2022 N 175 скорректировал ряд затрагивающих админпроцедуры НПА и утвержденных ими документов. Положение о разрешениях на выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух тоже не осталось в стороне. С 27.03.2022 действует его новая редакция (п. 36 приложения 2 к постановлению N 175). Рассмотрим основные изменения.

1. Кто должен получать разрешение на выбросы

До указанной даты согласно Положению такое разрешение получало юрлицо (ИП), если в совокупности (п. 2, 4):

а) субъект хозяйствования осуществлял деятельность, связанную с выбросами ЗВ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, которые принадлежали ему на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или на ином законном основании (в новой редакции Положения такие источники именуются объектами воздействия на атмосферный воздух, имеющими стационарные источники выбросов; далее будем называть их объектами воздействия);

б) согласно акту инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферный воздух (далее — акт инвентаризации) суммарные валовые выбросы составляли более трех тонн в год либо валовые выбросы ЗВ 1-го класса опасности превышали 10 кг в год.

Разрешение выдавали и при вводе в эксплуатацию объекта завершенного строительства (при строительстве, реконструкции, расширении, техническом переоснащении, модернизации, изменении профиля производства). Но это правило было прописано только в п. 6.19 перечня N 156.

С 27.03.2022 оба случая зафиксированы в Положении.

При этом объект завершенного строительства переименован в завершенный строительством объект воздействия. К таковым относятся объекты воздействия, которые возводились, реконструировались, модернизировались, ремонтировались и (или) на которых проводились техническая модернизация, ремонтно-реставрационные работы.

Кроме того, подчеркнуто, что при вводе в эксплуатацию завершенного строительством объекта воздействия разрешение выдадут без привязки к величине выбросов ЗВ от него (подп. 2.1 п. 2 Положения в новой редакции).

Примечание
Если юрлицо (ИП) эксплуатирует объект воздействия и вводит в эксплуатацию завершенный строительством объект воздействия, выдадут по одному разрешению на каждый из них (п. 5 Положения в новой редакции).

Новой редакцией Положения установлено и при каких условиях разрешение получать не надо: если объекты воздействия не относятся к объектам воздействия на атмосферный воздух, указанным в перечне ЗВ, категорий объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов ЗВ в атмосферный воздух.

Причем на юрлица (ИП), у которых нет необходимости в разрешении, возложены обязанности (ч. 2, 3 п. 2 Положения в новой редакции):

— представлять в территориальные органы Минприроды информацию о количественном и качественном составе выбросов ЗВ в атмосферный воздух в виде акта инвентаризации;

— информировать, что им не требуется получать разрешение. Делать это надо в течение двух месяцев после утверждения акта инвентаризации.

2. Где получать разрешения на выбросы

Разрешения выдают территориальные органы Минприроды на уровне областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — орган выдачи разрешений). Причем с 27.03.2022 заявители должны обращаться по месту нахождения объектов воздействия. Раньше у них был выбор и они могли, как вариант, воспользоваться услугами органа выдачи разрешений по своему месту нахождения (п. 3 Положения в новой редакции, ч. 1 п. 5 Положения в старой редакции).

Обратите внимание!
До 27.03.2022 Минский городской и областные комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды были вправе уполномочивать на выдачу разрешений городские, районные, городские и районные инспекции. Таковые могли выдавать эти документы, в частности, заявителям, эксплуатирующим или вводящим в эксплуатацию объекты воздействия, выбросы от которых составляют менее 25 т ЗВ в год. Теперь названные инспекции этим не занимаются (п. 7 Положения в старой редакции).

3. Как получить разрешение на выбросы по новым правилам

Чтобы получить разрешение, в орган по его выдаче, как и раньше, надо представить нужные документы. Но теперь они определяются не перечнем N 156, а непосредственно Положением.

Итак, для получения разрешения заявитель (его представитель) должен подать (п. 8 Положения в новой редакции):

1) при вводе в эксплуатацию завершенного строительством объекта воздействия:

— заявление;

— без изъятий раздел «Охрана окружающей среды», включая копию экологического паспорта проекта, утвержденной в установленном порядке проектной документации по объекту, принимаемому в эксплуатацию.

Напомним, ранее для этих целей представляли заявление и экологический паспорт предприятия (п. 6.19 перечня N 156);

2) при эксплуатации объектов воздействия:

— заявление.

Примечание
Форма заявления обновлена (приложение 1 к Положению в новой редакции). Она универсальна и подходит для обоих случаев;

— проект нормативов допустимых выбросов ЗВ в атмосферный воздух;

— акт инвентаризации (на электронном и бумажном носителях).

В этом случае перечень документов не изменился (п. 6.19 перечня N 156).

Остался прежним и размер платы за получение разрешения — 8  базовых величин (п. 123 приложения 22 к НК).

А вот сроки получения были скорректированы. Теперь в любом случае разрешение выдадут в течение 30 дней. Ранее на это отводилось 30 и 45 дней соответственно.

Оформляется разрешение в двух экземплярах. Обновленная форма документа содержится в приложении 2 к Положению в новой редакции.

Еще один момент, требующий внимания, — условия, влияющие на срок, в течение которого будут действовать разрешения. Они тоже изменились:

Срок, на который выдается разрешение Условие (примечания) согласно п. 17 Положения в новой редакции Условие (примечания) согласно п. 6.19 перечня N 156
На срок проведения пусконаладочных работ Такой срок указывается заявителем при вводе в эксплуатацию завершенного строительством объекта воздействия При вводе в эксплуатацию завершенного строительством объекта могли выдать разрешение на указанный срок или до выхода объекта на проектную мощность, но не более двух лет со дня ввода в эксплуатацию
5 лет Если объект воздействия отнесен к I категории Если объект воздействия отнесен к I — III категории или если сведения о заявителе составляют госсекреты
10 лет Если объект воздействия отнесен к II — V категории Если объект воздействия отнесен к IV, V категории

Кроме того, в новой редакции изложены нормы, касающиеся продления срока действия разрешения на выбросы, внесения в него изменений (дополнений), приостановления и прекращения действия документа.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex