Минстройархитектуры опубликовало разъяснение к постановлению Совмина от 23.08.2021 № 481 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — разъяснение), которое вступило в силу с 26.08.2021. Напомним, что данным постановлением, в частности:

1. Исключена обязанность заказчиков согласовывать изменение (продление) сроков строительства объектов, которые финансируются с привлечением средств республиканского бюджета (кроме объектов жилищного строительства) с Минстройархитектуры и Минэкономики (ч. 2, 4 п. 17 Правил № 1450; абз. 2 ч. 2, ч. 4 п. 17 Правил № 1450 (ред. от 24.04.2020)).

По данному изменению Минстройархитектуры пояснило, что основная задача заказчика — обеспечить непрерывное финансирование строительства, принять и своевременно оплатить в установленном порядке выполненные строительные работы, основная задача подрядчика — выполнить строительные работы в определенные договором сроки в соответствии с проектной документацией и графиком производства работ.

Кроме того, Правилами № 1450 определены случаи, когда сроки в строительстве можно изменить. Например, при нарушении заказчиком установленных договором сроков передачи проектной документации (п. 75 Правил № 1450). Реализация заказчиком, подрядчиком своих прав обеспечивает строительство объектов в рамках продолжительности строительства, определенной проектной документацией, установлена ответственность сторон при неисполнении договора. На основании изложенного норма, которая обязывала согласовывать изменение (продление) сроков строительства объектов с Минстройархитектуры и Минэкономики, исключена (ч. 1-4 п. 3, п. 4 разъяснений).

Дополнительно отметим, что, как и ранее, по отдельным объектам срок строительства может быть установлен решениями Президента или Правительства. В отношении таких объектов правила согласования изменения сроков строительства, установленные п. 17 Правил № 1750, не действуют. Согласовывать сроки строительства объекта (выполнения строительных работ) с 26.08.2021 нужно только с исполкомами, как и ранее, в отношении объектов жилищного строительства. В отношении иных объектов согласование требуется при финансировании объекта без привлечения средств республиканского бюджета (ч. 2 п. 17 Правил № 1750).

2. Предоставлена возможность субподрядчикам заключать договоры с третьими лицами с согласия генподрядчика (п. 29 Правил № 1450, п. 29 Правил № 1450 (ред. от 24.04.2020)).

По данному дополнению Минстройархитектуры пояснило, что такой подход позволит своевременно выполнять строительные работы и вводить объекты в эксплуатацию. При этом отмечено, что согласно ст. 132 БК распорядитель бюджетных средств полномочен осуществлять контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств именно получателями таких средств. В связи с этим, чтобы заказчик имел возможность осуществлять контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, Минстройархитектуры подчеркнуло: указанная норма не распространяется на договоры, заключенные субподрядчиком с третьими лицами при финансировании строительства объекта за счет бюджетных средств (ч. 7 — 9 п. 3 разъяснений). Другими словами, у субподрядчика нет права заключать договоры с третьими лицами, если строительство финансирует бюджет (ч. 2 п. 29 Правил № 1450).

Минстройархитектуры даны краткие разъяснения и в отношении иных изменений, внесенных постановлением № 481 (п. 1, 2, ч. 10 п. 3 разъяснений).