Закон от 13.12.2022 N 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» (далее – Закон) внес ряд новшеств в процедуру санации по сравнению с нормами действовавшего до 01.10.2023 Закона об экономической несостоятельности (банкротстве).

Что изменилось и почему важна эффективная система несостоятельности

Вызванный пандемией Covid-19 мировой кризис показал, что при регулировании неплатежеспособности важно максимально учитывать интересы кризисного предприятия и его сотрудников.

Рыночная риторика «пусть проигравший погибнет» тут уступает место тенденции к сохранению производства и рабочих мест, расширению мер социальной защиты.

Свидетельством этому является принятие в 2019 г. Директивы Евросоюза «О реструктуризации и предоставлению второго шанса», а также существенное расширение регулирования реабилитации предприятий. Последнее связано с российским законопроектом о корректировке Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», внесенным в Госдуму в 2021 г. В соответствующих российских профессиональных кругах именуется как «Мегапроект».

Следует учитывать и текущую ситуацию. Вопросы ограничений, расчетов, изменения логистики поставок, срочная замена производственных цепочек, препятствия в обновлении ПО и многое другое вплоть до отказа или остановки недружественными партнерами своего бизнеса в Беларуси – все это требует новых нестандартных решений, отхода от классических систем. Интересы общества не позволяют останавливать предприятие реального сектора, слепо подчиняясь рыночным догмам.

Законодательные акты в этой сфере призваны способствовать реабилитации, финансовой и оперативной реструктуризации имеющих перспективы предприятий. Правовые нормы следует применять, чтобы исключить ликвидацию экономически жизнеспособных заводов и фабрик, малого и среднего бизнеса, потерю рабочих мест.

Проблемные предприятия должны обладать правом инициировать санацию, при этом законодательство должно гарантировать, что она не трансформируется в ликвидацию без предоставления возможности реструктурировать бизнес.

Если часть кредиторов не поддерживает план спасения предприятия, должна быть возможность обратиться в суд, чтобы обязать их подчиниться такому плану.

Какие подходы предлагает Закон

Первый и главный подход Закона касается упрощения получения должником права первым заявить о своей несостоятельности. Главным критерием становится его невозможность рассчитываться по своим обязательствам за счет имеющихся у него денежных средств.

Второй подход – это безусловное открытие судом санации, заявленной самим должником, который тщательно проработал механизм своей реабилитации (в виде предварительного плана). Но такая санация не должна становиться «гаванью» для спокойной работы в условиях отсрочки платежей и прекращения начисления всех видов санкций.

Поэтому, исходя из принципа «сдержек и противовесов», кредиторы будут вправе прекратить такой комфортный бизнес, если нарастают созданные в ходе самой санации платежи или деятельность предприятия сводится лишь к их обслуживанию. Таким образом, кредиторам предоставляется достаточная защита, и это третий подход.

Четвертым подходом является введение в закон норм, позволяющих в судебном порядке воспрепятствовать реализации предмета залога или распродаже предприятия по частям. Но только в случае, если антикризисный управляющий докажет, что предложенная им стратегия санации или продажа всего бизнеса как единого целого в ликвидации позволит, согласно эффекту синергии, увеличить выплаты кредиторам и сохранить производство.

Эти подходы законодатель развил в мерах защитного, способствующего и мотивационного характера

Подробнее рассмотрим каждую вводимую Законом меру через призму ее цели.

1. Неприменение банкротства к значимым для экономики и общества предприятиям.

Цель – поддержание обороноспособности, общегосударственной инфраструктуры, сохранение индустриального характера экономики и национального капитала в критичных сферах.

Меры – запрет на инициирование банкротства стратегических предприятий, перечень которых утвержден Правительством, а также естественных монополий и предприятий ВПК.

2. Предупреждение банкротства.

Цель – принятие превентивных мер, не допускающих наступления высокой или критичной степени угрозы банкротства для предприятий.

Меры:

1) Совершенствование задач и функций министерств, госкомитетов, концернов и исполкомов по предупреждению банкротства, механизмов организационного, методологического и аналитического обеспечения их деятельности.

2) Право исполкомов по ходатайству организаций частной формы собственности согласовывать предложенные ими меры по предупреждению банкротства, отслеживать принятие таких мер, содействовать в их реализации, самостоятельно принимать меры по предупреждению банкротства в отношении этих организаций, если это необходимо в интересах регионов или государства.

3) Утверждение правил своевременной диагностики финансового состояния предприятий, что своевременно укажет на обстоятельства, которые могут привести к банкротству.

3. Особый порядок начала процедур несостоятельности в госсекторе.

Цель – обеспечение жесткого контроля госорганов (которым подчинены предприятия) за «входом» в банкротство и недопущение недобросовестного закрытия предприятий или их поглощения.

Меры:

1) Минимальный размер долга для обращения кредитора в суд о банкротстве предприятия госсектора порядка 1,1 млн. руб. Это разумно сложный порядок инициирования банкротства, и он нужен чтобы, во-первых, исключить подмену претензионно-исковой работы, а во-вторых, стимулировать кредиторов находить компромиссы в поддержании платежной дисциплины. Для этого можно использовать медиацию, а также гражданско-правовые инструменты, в том числе рынок ценных бумаг.

2) Министерство, концерн или исполком согласовывают возможность директору предприятия подать в суд заявление о несостоятельности.

3) Обязательная подготовка предварительного плана санации руководством проблемного предприятия до подачи заявления в экономический суд.

4) Установление содержания плана санации. Такой план включает:

— анализ хозяйственной (экономической) деятельности должника;

— конкретные мероприятия по обеспечению эффективной хозяйственной (экономической) деятельности и восстановлению платежеспособности должника и сроки их реализации;

— расчет (описание) планируемого экономического эффекта от реализации такого плана;

— планируемый срок восстановления платежеспособности должника;

— график удовлетворения требований кредиторов.

4. Особый порядок проведения процедур несостоятельности в госсекторе и моногородах.

Цель – обеспечение жесткого контроля госорганов (которым подчинены предприятия) за ходом санации, недопущение социальных конфликтов.

Меры:

1) Представление госорганами кандидатур управляющих в экономические суды для назначения на подведомственные предприятия.

2) Упрощенный порядок аттестации руководителей для антикризисного управления значимыми предприятиями.

3) Планы санации и ликвидации, порядок продажи и списания имущества согласуются с госорганом, которому подчинено предприятие и который управляет принадлежащими государству акциями предприятия.

4) Активы, находящиеся в исключительной собственности государства (перечень утвержден специальным законом), мобилизационные мощности и запасы, объекты МЧС, инженерно-транспортной инфраструктуры и т.д. безвозмездно передаются на баланс другого госпредприятия, подбираемого по технологическим признакам.

5) Особый порядок продажи градообразующего предприятия. Должно быть первоначальное предложение на продажу предприятия как имущественного комплекса. Исполком по месту нахождения градообразующей организации может инициировать продажу имущества такой организации по конкурсу.

5. Координация исполкомами санации предприятий частной формы собственности.

Цель – использование возможностей государства по созданию дополнительных инструментов санации предприятий частного сектора.

Меры:

1) Согласование предварительного и основного планов санации;

2) Регулярное рассмотрение исполкомами хода санации таких предприятий;

3) Представление исполкомами кандидатур управляющих этими предприятиями.

6. Процедурные возможности.

Цель – получение полной, оперативной и актуальной информации о ходе санации и ликвидации, своевременная защита интересов государства и трудового коллектива, блокирование попыток разделения производственного комплекса, предоставление разумного срока санации и предотвращение «гавани неэффективности».

Меры:

1) Госорган, которому подчинено предприятие, является лицом, участвующим в деле, с правом заявлять любые ходатайства.

2) Обязательное участие (без выборности) представителя работников (профсоюза) в комитете кредиторов.

3) Процедура санации (восстановление платежеспособности или расчет с кредиторами). Срок – 36 месяцев с продлением на 24 месяца.

4) Создание плавных условий возвращения на рынок оздоровленных предприятий. Совершенствование порядка заключения мировых соглашений в качестве второго этапа восстановления нормальной работы для тех предприятий, к которым не могут сразу применяться обычные правила работы на рынке.

7. Предотвращение «гавани неэффективности».

Цель – применение реабилитации к предприятиям, имеющим предпосылки для финансового оздоровления.

Меры:

1) право налогового органа бесспорно через полгода взыскивать накопленные текущие платежи в бюджет;

2) сохранение за ФСЗН права в течение всей процедуры бесспорно взыскивать текущие страховые платежи в качестве инструмента влияния на «гавани неэффективности».

Санация должна быть всесторонне обоснована, спланирована, подготовлена и обеспечена. В ином случае суд вправе по ходатайству кредиторов перевести санацию в ликвидацию.

Основаниями будут рост текущих платежей, превышение размера долгов над стоимостью имущества, явное несоблюдение графика расчета по долгам и неосуществление основного вида деятельности.

8. Совершенствование системы вознаграждения управляющих.

Цель – привлечение квалифицированного кризис-менеджмента.

Меры:

1) Вознаграждение, обеспечивающее прогнозируемый и гарантированный доход в случае восстановления стабильной работы предприятия.

2) Привлечение инвестиций.

3) Разумный «потолок».

4) Зависимость вознаграждения от размера выплат согласно реестру требований кредиторов и иным лицам.

5) Соблюдение срока санации, полного и своевременного выполнения мероприятий, предусмотренных планом санации, погашения задолженности по зарплате и текущим платежам.

6) Стимулирование управляющих к поиску и возвращению незаконного выбывшего имущества и денежных средств. Сделать это можно путем установления кредиторами выплаты вознаграждения управляющим за привлечение к субсидиарной ответственности контролировавших должника лиц.

9. Иные меры.

Цель – обеспечение механизмов реструктуризации, восстановления хозяйственной деятельности и снижения долгового бремени, недопущение нецелевого использования института урегулирования неплатежеспособности.

Меры:

1) Освобождение кризисных предприятий от неликвидного непрофильного имущества путем передачи его в коммунальную собственность и иным заинтересованным лицам.

2) Стимулирование к участию налоговых органов в мировых соглашениях по рассрочке (отсрочке) уплаты долгов путем совершенствования налогового законодательства.

3) Создание условий в корпоративном и эмиссионном законодательстве для конвертации долгов в акционерный капитал.

4) Совершенствование законодательства о признании причитающихся государству платежей безнадежными к взысканию и их списании.

«Банкротные» основания привлечения к уголовной ответственности

Законом они кардинально переработаны. Важнейшим элементом состава преступления «сокрытие банкротства» становится уклонение от обязанности подачи в суд заявления о своем банкротстве, повлекшее крупный ущерб.

Преднамеренным банкротством теперь считаются умышленные действия, заведомо влекущие неспособность исполнить обязательства в полном объеме с крупным ущербом.

Также установлена уголовная ответственность за такие манипуляции с документами, как представление заведомо ложных сведений о способности рассчитаться по долгам, сокрытие и уничтожение документов с целью сорвать расчет с кредиторами.

Эти нормы существенно улучшат возможности по сбору доказательной базы для борьбы с экономической преступностью. Инструкция, как управляющим направлять сообщения о выявленных признаках указанных преступлений, уже утверждена Минэкономики.

В рамках проектов соответствующих законов также планируется урегулировать освобождение от обязанности согласовывать сделки с активами санируемых предприятий в рамках антимонопольного законодательства, допуск санируемых предприятий к госзакупкам и системе господдержки малого и среднего бизнеса.

Таким образом, в текущей непростой ситуации сохранен и развивается накопленный опыт вывода предприятий на стабильную работу, обеспечена преемственность механизмов, хорошо зарекомендовавших себя на протяжении четвертьвековой истории белорусского института несостоятельности. Эти механизмы позволяют своевременно диагностировать проблемное состояние и предупреждать неплатежеспособность, оперативно вводить санацию с сохранением производства и рабочих мест и контролировать ее ход, создавая условия для привлечения инвестиций на такие предприятия.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/